В полне вероятно, для иностранцев город Шуша на карте мира воспринимается как обычный город, жилая часть, принадлежащая Карабаху, Азербайджану. Но для нас Шуша является исключительно важным и священным, кратко говоря уникальным городом.
В чем же уникальность Шуши?
Не государственная организация под моим руководством вместе с иностранными коллегами из более 30 стран, начали международный общественный проект под лозунгом «Свобода Шуше». С тей поры прошло 6 лет. Но как на местной, так и на зарубежной арене часто задавался вопрос: «В чём важность и уникальность Шуши? Почему вы этот проект не проводите в рамках мероприятий Карабаха и зачем есть нужды проводить проект посвещенной Шуши на масштабном и на международном уровне?
Естественно, мы ожидали такии вопросы и были готовы ответить на каждый из них, опираясь на факты. Это вызвало у них большой интерес. Даже, иностранцы в прямом смысле слова прявляли интерес к Шуше. Их заинтересовала культура и культурное наследие Шуши. Их удивило толерантноя и мультикультуральная черта Шуши.
В этом году, в предверии 8 мая, вошедшего в исторический архив как день оккупации, председатели не государственных организаций из 30 стран Европы сделали официальное заявление и осудили оккупацию Шуши армянскими вооружёнными силами. Как реальный результат они смогли раскрыть в социальных сетях своих стран богатую культуру, культурное наследие Шуши, также о землях зверски разрушенной армянскими вандалистами.
Многие считали, что эта любовь к Шуше вызвана желанием приехать в Баку, увидеть эти места, погулять и через какое-то время они потеряют этот интерес. Но, следует признаться что, уникальность Шуши оправдали все ожидания о ней и имели продолжение.
Следует подчеркнуть, что иностранные коллеги из 11 стран Европы, добровольно проводили проект под лозунгом «Свобода Шуше» и выступили на международной арене с призывами сохранить уникальность Шуши, её культурные ценности и наследие.
Ещё одним интересным моментом является то, что в конкурсе логотипов, организованном в рамках международной кампании «Свобода Шуши» победителем стал руководитель не государственной организации в Грузии и это самоотверженная личность представила этот древний город, глазами истинного азербайджанца и настоящего жителя Карабаха.
Вот в этом состоит характерная черта Шуши, что принадлежащая нам вечная уникальность уже приобрела всемирный масштаб.
Мультинациональная и толерантная черта Шуши.
270 лет назад со стороны основателя древнего Азербайджанского Карабахского ханства на высокой географической местности был создан город-крепость Шуша, который своей красотой и редкой природой, культурой и мирной генетикой оставила глубокий след на Кавказе и в целом регионе.
Ещё в начале ХIX в. русско-иранской царской войне Шуша оказала поддержку в обеспечении мира в регионе и скорейшем прекращении военных действий. В 20-30 х г.г. ХIX в. Шуша с большой добротой раскрыла обьятия десяткам тысяч армянским семям, переселённых из Каджарского Ирана и Османской империи. Эти армянскии семьи проживали в Шуше и для них было обеспечина мирное проживание и толерантное отношение к ним местных жителей.
В ХIX веке в Шуше было сделанно неповторимый шаг, признала право автономного управления армянским населением маленьких сёл и посёлков на территории Карабаха. В начале XX века в 1919 году, в период Азербайджанской Народной Республики в первой демократической советской республике на Востоке армянское население, которое проживало на территории Карабаха, столкнулось с восстанием и подстрекательством дашнаков и сепаратистов.
Шуша как центр толерантности взяла на себя ответственность за мирное урегулирование этих событий и приняла армянское население. После захвата большевиками Советской Республики, Шуша опять оказалась верной мирной политике консенсуса и совместного проживания.
Также на территории Карабаха Шуша была удостоина высокого автономного статуса самоуправления для армянского и азербайджанского населения. А в далее административная роль перешла к Ханкенди, где составляли большинство населения армяни.
Культура и культурное наследие Шуши.
То, что Шуша является центром культуры, музыки и культурного наследия- это не только локальная задача Азербайджана, но и региональная культурная система всего Кавказа.
Шушу называют музыкальной колыбелью Кавказа. Так как сформированная и созданная здесь школа «ханэндэ» и азербайджанского «карабахского мугама» превратили город в культурный центр не только Азербайджана, но и всего кавказского региона. Представители этой школы активно внедряли культурное наследие и ценности на всей территории Кавказа.
После того, как Южный Кавказ стал составной частью Российской Империи, все культурные новшества, происходящие в административном центре- в Тифлисе, в первую очередь, отражались в Шуше.
Ещё одним фактором, превратившим Шушу в культурный центр Кавказа, стало создание в Шуше первого классического театра (вторым после Тифлиса).
Открытие первой на территории Азербайджана общеобразовательной школы современного типа именно в Шуше представлял этот город как эталон и центр культуры и культурного наследия Кавказа.
В XIX веке, получивший первое юридическое и политическое образование, свободно владеющий пятью иностранными языками и высоко оценивающий западные ценности Ахмед бек Агаев (Агаоглу) был также представителем культурной школы в Шуше. Доказательством богатства и разнообразия культуры и культурных ценностей Шуши стало создание первой библиотеки на Кавказе.
XIX и XX века ценности прогрессивной Европы и Запада, деятельность и пример Шуши и её учёных, показали, что не возможно сравнить Шушу с другими городами, в числе культурного центра Кавказа.
Веками, наравне с мечетями и исламскими памятниками, существование православных, григорианских церквей и памятников и их функционирование подтверждает, что Шуша не только является культурным центром наследия Кавказа, но и является многоконфессиональным городом Азербайджана, который сохранил до сей поры культурное наследие многих культур.
Шуша, сохраняющая в себе национальные и человеческие ценности, несмотря на давление коммунистической идеологии, смогла сохранить свой статус культурного центра. В этом конечно же нельзя забыть о заслугах, Национального Лидера Гейдара Алиева, руководящего Азербайджаном в Советское время. Нельзя не спомнить, о том, как в 1990-1991 годах, проведённый в Шуше музыкальный фестиваль получил международный статус.
Шуша- столица культур.
Азербайджанский народ, государство и его руководство после освобождении Шуши, ещё раз доказали, какое большое значение уделяют сохранению и процветанию культуры, культурного наследия и культурных ценностей.
Сразу после освобождения от оккупации Шуши, являющейся колыбелью культуры и музыки Кавказа, Президент Азербайджанской Республики, господин Ильхам Алиев, призвал весь мир сохранить национальные и человеческие культурные ценности этого древнего города.
Международные организации, которые поддержали этот призыв, что Шуша и её культурное наследие принадлежат не только азербайджанскому народу, сразу приняли и озвучили следующие решения:
Шуша была объявлена столицей Исламской Культуры.
Шуша была объявлена культурной столицей Тюркского мира.
Шуша была объявлена культурной столицей Азербайджана.
Возможно, в этот список ещё добавят новые решения. Но, по меньшей мере, этот ответственный и почётный статус культур, который принадлежит Шуше, создаёт большую культурную географию, расширяя границы азербайджанского культурного центра.
Культура всегда служит миру. Годами, являясь символом мира, Шуша была лишена своей роли мирного центра.
Официальный Баку во главе президентом Ильхамом Алиевым смогли вернули культурную Шушу, смогли предявить Шуше свободу. И сегодня с уверенностью можно сказать, что эта культура столетиями продолжит служить миру, безопасности и доброму сосуществованию.
«Харыбюльбюль» – как символь свободы и мира
Принадлежащее только Кавказу растение «Харыбюльбюль» привязано к Шуше не только любовью природы, но и его большим духовным, культурным, мирным значением и ценностью, которую азербайджанский народ оберегал столетиями.
Согласно преданию, дочь одного Карабахского хана, переехала невестой далеко от Шуши. По её желанию, из Шуши был привезён и посажен цветок «Харыбюльбюль». Но на другой земле этот цветок не растёт, и цветок, и дочь хана, как будто в клетке, медленно погибали.
Поэтому азербайджанский народ всегда представляет «Харыбюльбюль» свободным символом Шуши и вечным хозяином этих земель и достойно передаёт эту ценность по традиции.
Народ Азербайджана веками принимал «Харыбюльбюль» и Шушу как единую культурную единицу и не мог смириться с нарушением этого негласного закона.
Поэтому, когда 8 мая 1992 года Шуша была захвачена вооружёнными силами Армении и 28 лет город был под оккупацией, азербайджанский народ говорил: «Харыбюльбюль» в клетке, он ждёт своего настоящего хозяина, который его освободит и вернёт культурную жизнь и свободу.
Так и случилось, 28 лет спустя, азербайджанский народ и его Армия, под руководством гордого и победоносного лидера Ильхама Алиева, в ответ на оккупацию Армении, вернули Шушу и «Харыбюльбюль».
«Харыбюльбюль» и Шуша теперь свободны! «Харыбюльбюль» свободно растёт, свободно дышит и свободно засыпает.Вот это истинное значение «Харыбюльбюль», это его культурная ценность.
Мировой призыв «Харыбюльбюль» в Шуше.
Во время оккупации все культурные ценности были незаконно изменены и разрушены. Шуша начала заново восстанавливать свой прежний культурный статус и статус «Харыбюльбюль».
За столь короткое время Президент Азербайджана Ильхам Алиев совершил три визита в Шушу. Несмотря на сложные географические и климатические условия, восстановление культурного лица Шуши, этот большой героизм и высокая историческая оценка, данная культуре и культурному наследию Шуши, восхищает.
Сегодня в Шуше с высоким профессионализмом восстановливают культурные памятники исламского и христианского мира. Этот фактор еще раз доказывает, мирного сосуществования и мультикультурализма города Шуши.
Ведь проведенный музыкальный фестиваль «Харыбюльбюль» в Шуше, как многокультурный центр Азербайджана ещё раз призвал мир к миру. Фестиваль «Харыбюльбюль» заявил о необходимости сохранения в регионе мира, безопасности и толерантного соседства.
В музыкальном фестивале «Харыбюльбюль» активно участвовали различные этнические и культурные группы, проживающие на территории Азербайджана, которые призывали к миру и мирному совместному проживанию. Это ещё раз доказало, что проживающее в нашей стране армянское население, тоже может воспользоваться этими возможностями.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев из Шуши обращаясь к Армении, призвал их к миру. Призвал армян стать добрыми соседами, призвал проживающее в Карабахе армянское население стать достойными гражданами нашей страны. Этот шаг ещё раз доказывает верность мирной политике нашей страны.
Асиф Аскерли
Азербайджанский политолог