В информационном пространстве России периодически поднимается вопрос о необходимости переноса столицы. Эту идею прокомментировал «Экспресс К»один из ее активных сторонников, известный российский общественный деятель Юрий Крупнов.
– Юрий Васильевич, перенос столицы из Москвы – это такая экстравагантная идея для затравки различных дискуссий или все серьезно?
– Более чем серьезно. Если в этом году вопрос о переносе столицы не будет поставлен, то инерционная ситуация в Российской Федерации вполне может реализоваться в каком-то нехорошем виде вроде распада страны или серьезных социальных пертурбаций. Перенос столицы – это не чьи-то абстрактные идеи или желание эпатировать публику. На сегодня это единственный способ мобилизовать страну и выстроить новую идентичность. Столица должна быть перенесена за Урал, в Западную Сибирь. Вероятно, в Омск.
– А зачем? Для чего трогать то, что складывалось веками? И вроде работает?
– Мотивов много, я выделю три основных момента. Во-первых, это колоссальная гиперцентрализация вокруг Москвы, московского столичного региона. Даже наши российские мегаполисы, 15 городов-миллионников вроде Омска, выглядят деревнями на фоне нынешней столицы. Москва – это даже не мегаполис, это гипергипермегаполис! Она стремительно пожирает пространство, высасывает из регионов людей и силы, всасывает все деньги, а дальше, как правило, они идут за границу. Это обессиливает и обескровливает регионы.
Необходимо создать новый центр, разделив политические и экономические функции. Москва, конечно, останется деловым и финансовым центром вроде Нью-Йорка или Алматы, но хотя бы политическое доминирование из нее надо убрать.
Второй момент общий для России и Казахстана. Нам надо противодействовать мощным центробежным силам в направлении Европейского Союза и Китая. Это настолько мощные экономические центры притяжения, что втянут в себя и переварят что угодно. И нас всех, если мы не создадим новый гиперцентр. Он должен быть в виде диполя Нур-Султана и новой столицы России и стать новым центром евразийского развития. Такая единая геополитическая система из двух центров.
Кстати, расстояние между Омском и Нур-Султаном меньше, чем между Москвой и Санкт-Петербургом. И в основу возможного коридора развития Омск – Нур-Султан целесообразно положить высокоскоростную железнодорожную магистраль, соединенную с автобаном.
Это даст возможность, набрав силы, удерживать наши огромные территории. Омск и Нур-Султан могли бы быть таким диполем, которое задавало бы условия для новой фокусировки и собирания сил. Конечно, при условии серьезной трансформации элит.
И вот как раз третий момент связан с тем, что необходимо обновить эти элиты. А для этого нужен мобилизационный проект, в том числе с территориальным перемещением элит в непривычные для них географически обстоятельства.
– Что-то подобное в свое время декларировалось в Казахстане при переносе столицы. Думаете, у вас получится?
– Надо сразу признать и больше не возвращаться к этому вопросу, что, если что-то делать чисто механически, с формализмом, то никакие действия – полет на Марс, перенос столицы – ничего не изменят. Будут только напрасные траты времени, сил, ресурсов и дальнейшее ухудшение ситуации. Перенос столицы – это не самоцель, а инструмент, который нужно умудриться использовать для перепозиционирования и восстановления страны как мировой державы.
– Но насколько отстаиваемый вами взгляд разделяется российской политической элитой?
– Высказываний по этой теме немного. Но вспомним замечание министра обороны РФ Сергея Шойгу о том, что надо переносить столицу в Сибирь. Это его слова. Были высказывания достаточно видных членов руководящих органов «Единой России», которые говорили о переносе столицы в Екатеринбург.
На эту тему хоть и в негативном ключе, но все же размышляет мэр Москвы Сергей Собянин. Он высмеял эту идею два года назад, когда я ее выдвинул, но тем не менее он тоже думает об этом, потому что прекрасно понимает: дальнейшее искусственное доминирование и процветание Москвы – это залог того, что страна и дальше будет опускаться.
– Почему Омск, а не Санкт-Петербург или, скажем, теплые Ростов и Воронеж?
– Этот вопрос можно отнести к условной сфере геополитической геометрии. Когда мы говорим «Москва», то фактически речь идет не столько о городе Москва, сколько об этакой дуге, гипермегаполисе, включающем и Санкт-Петербург, и Сочи. Это сосредоточие людей и сил на крайнем западе России, в то время как колоссальное евразийское пространство не удерживается. Иногда говорят о переносе столицы в Нижний Новгород. Или даже во Внуково! Это все не серьезно.
– Цена переноса столицы – какова она? Подъемна ли, учитывая сложные экономические времена и перспективы?
– Цена копеечная. Условно говоря, это один чемпионат мира по футболу, пол-олимпиады или треть тех вложений, что за первые десять лет осуществлены в так называемую Новую Москву. Кстати, по поводу них – совершенно бессмысленные, непродуктивные, и даже во многом вредные траты. С точки зрения российского государства, 5 млрд долларов – это всего лишь 1% золотовалютных резервов, которые сейчас имеются в наличии.
И в вопросе о цене есть еще один аспект, не сразу заметный, но очень серьезный. Сейчас основная общемировая проблема – это способность мыслить мультиинфраструктурами. По сути, городами. Везде старые города перестраиваются, проектируются новые. Пример тому – Нур-Султан. И в этом смысле, когда мы говорим о тратах на новую российскую столицу, это прежде всего инвестиции в то, что потом будет перенесено на другие города. Это производительная экономика!
– Вы считаете, что идея переноса постепенно наберет сторонников? Как вы себе представляете реакцию элит? Конечно, в первую очередь российской, но, коль скоро речь идет об Омске, и казахстанской?
– Я ни в коем случае не строю иллюзий, что будут рукоплескания. Но меняться ситуация будет, надо только, чтобы не слишком медленно. Мы еще не осознаем степень угроз для нас от гигантского набухания Китая, от потенциала Европы и атлантизма. Поэтому нужно перенести столицу России в Западную Сибирь. Тогда будет «двустоличье» – Омск и Нур-Султан в центре нашего евразийского пространства.