Кризис в Ереване обострился после принятия группой высокопоставленных военных заявления с требованием отставки премьер-министра Пашиняна
Начатая ВС Азербайджана 27 сентября 2020 года контрнаступательная операция в Карабахе спустя 44 дня завершилась славной победой Азербайджана. Армения во главе с премьер-министром Николом Пашиняном была вынуждена признать капитуляцию и подписать 10 ноября того же года трехстороннее соглашение, подразумевающее также добровольное освобождение оставшихся земель.
Это также привело к дестабилизации ситуации внутри страны, акции протеста против действующего правительства не утихают по сегодняшний день.
Кризис в Ереване обострился после принятия группой высокопоставленных военных 25 февраля заявления с требованием отставки премьер-министра Никола Пашиняна.
Сразу после этого Пашинян выступил с заявлением и назвал действия военных «попыткой военного переворота» в стране.
Основной причиной этой «попытки военного переворота» стала неспособность смириться с победой азербайджанской армии в 44-днейной Отечественной войне в Карабахе.
Совместное заявление Азербайджана, России и Армении, положившее конец военным действиям в Карабахе, было подписано 10 ноября 2020 года. Сразу после этого жители Армении массово вышли на улицы с требованием отставки Пашиняна.
Несмотря на то, что Пашинян с первого дня своего нахождения у власти придерживался прозападной позиции, Запад не проявил активности в вопросе поддержки Еревана. В результате армянский премьер был вынужден уповать на помощь Кремля.
Со дня подписания соглашения все высокопоставленные лица в правительстве Армении, в том числе действующий президент Армен Саркисян, продолжают выступать с критикой в адрес Пашиняна.
Пашинян внес ряд изменений в состав Кабинета министров страны, однако работа при таком уровне недовольства в правительстве не представляется возможной. Президент Саркисян все еще не подписал заявление Пашиняна об отставке главы Генштаба ВС страны, а также ряд других документов, инициированных премьером. Учитывая все это, вероятность проведения внеочередных выборов в стране все еще остается высокой.
Саркисян выступает за проведение досрочных выборов не позднее, чем через год. К выборам, по мнению Саркисяна, страну должно подвести временное технократическое правительство, где будут представлены все политические партии страны.
Если Саркисян категорически откажется подписывать заявление об отставке главы Генштаба, недовольство в рядах армии, возникшее после поражения в Карабахе, приобретет новые масштабы. Заручившись поддержкой Саркисяна, высокопоставленные командиры могут свергнуть Пашиняна путем военного переворота и привести страну к досрочным выборам.
Большая часть высокопоставленных военных в армии Армении являются карабахскими армянами. В этой связи существует вероятность, что в случае перехода власти к военным, достигнутое трехстороннее соглашение может быть нарушено армянской стороной. Как следствие, не исключается возобновление боевых действий с Азербайджаном.
Однако возможность успеха военного переворота армянской армии, которая была почти полностью сокрушена азербайджанскими военными, вызывает большие сомнения.
Следует учесть, что полиция Армении в настоящий момент полностью поддерживает премьер-министра Пашиняна. Кроме того, военнослужащие дислоцированной в Гюмри российской военной базы в силах с легкостью подавить любой военный переворот в Армении.
Политика Пашиняна в регионе в настоящий момент отвечает интересам Кремля. При поддержке России Пашинян может удержать власть до следующих выборов.
До следующих выборов Пашинян руками полиции может оказать давление на оппозиционных лидеров и активистов, организовать их аресты.
Привлекает внимание и тот факт, что заявление Евросоюза о «необходимости сохранения нейтралитета вооруженных сил в политических вопросах и сохранения гражданского контроля» поступило спустя значительный промежуток времени после заявления Генштаба с требованием об отставке Пашиняна.
Пассивная реакция Запада на события в Карабахе усиливает вероятность того, что Армения будет действовать, исходя из интересов России.
AA