Самое лучщее доказательство армянской сущности: останки Агдама – ВИДЕО/ФОТО

Азер ХАСРЕТ, @azerhasret

Тогда – в 1993 году я был студентом. После окончания первого курса Бакинского Государственного Университета вернулся в свое родное село Дадали (Хачмаз). Проводив летные месяцы там собирался вернуться в Баку в сентябре и продолжить свою учебу. В 1-м курсе я был устроен в студенческое общежитие и был уверен, что вернувшись осенью продолжу жить там же…

Гейдар Алиев, который по приглащению тогдашнего президента Абульфаза Ельчибея был призван в Баку для управления страной, едва начал наладить дела. Однако дела шли очень медленно. Просто невозможно было. С одной стороны агрессия Армении, с другой стороны внутренный хаос, на который притащили Азербайджан, создавал проблемы даже для такого опытного государственного мужа, как Гейдар Алиев. Несмотря на это он неустанно работал, старался как можно быстро вывести страну из хаоса и направить на путь развития. Хаос был еще дополнительным шансом для врага. Поэтому Армения не угомонилась, наоборот, расширила атаки – территории оккупации.

В результате еще некоторые районы вокруг Нагорного Карабаха были оккупированы. 23 июля 1993 года включая и сам город Агдам большая часть этого района перешла в руки врага.

…В конце августа того года я вернулся в Баку. Как только оказался в городе, отправился в общежитие БГУ чтобы устроится в своей комнате. Поднялся на 4-й этаж и подошел к своей комнате. Постарался открыть дверь. Однако она не отварилась. Я остановился на мгновение. В это время доносились изнутри звуки и дверь открылась. Передо мной стояла одна молодая дама. Помню как сегодня: у нее было бледное, но красивое лицо. Выглядела грустной. Сломанной, но красивой. Смотрела прямо в мое лицо. Стояла окочоневшей. Не могла говорить. Я тоже стоял как замерзший. Однако посмотрев на нее мигом отвел глаза. Потом собравшись смог сказать: «ханум, это моя комната». Она тоже поняв что стало, «да, в этой комнате жили вы? Я собрала ваши вещи. Сейчас принесу» – сказав отвернулась. Потом вернулась с моим чемоданом в руке. Сказав «пожалуйста», опять направила тот же замерзщий взгляд на меня. В этот раз я тоже посмотрел на ее лицо. Окунувщись в глубь ее очей невозможно было не заметить какая боль скрывалась там. Я это видел и понял. Поэтому не сказав ни слова, взял свой чемодан, благодарил и удалился оттуда…

Последующие годы мне почему то казалось, что эта дама была из Агдама. Точно, она была из Карабаха и переселенкой. А откуда я взял, что она из Агдама? До сих пор не могу понять это. И она не говорила откуда родом, и я не спросил этого…

Агдам был пропитан в мою память и этим случаем. Тот Агдам, который после 1993 года долгое время остался под оккупацией Армении. Как остался, так и превратились его белые крыши в темные. Был разрущен, сожжен. Старались стереть с лица земли. А в одинь день и народ Азербайджана, и государство пришли в себя, поправились и, не устоявщему перед силой нашей доблестной армии врагу пришлось добровольно уйти из Агдама тоже.

Теперь Агдам свободен. Наравне с другими землями Карабаха он тоже под контролем нашего государства. Мы уже начали перестроечные работы там. Однако это дело, похоже, будет длительным. Потому что враг, уходя оставил за собой тысячи кв км заминированных полей. И очистка этих полей займет достаточно много времени. Агдам является одним из этих территорий.

Мы – группа общественных активистов и журналистов по указанию Президента Азербайджана под предводительством его помощника Хикмета Гаджиева 13 марта 2021 года отправились а Агдам. Были взволнованы. Что ожидало нас на земле, освобожденной от вражеских копыт? Знали, что там камня на камне не осталось. Даже были некоторые предположения. Однако все равно было интересно что нас ждет.

Приехали. Через контрольный пост вьехали в территорию Агдама, которая была освобождена от оккупации. И сразу же оставщиеся сзади культурные, чистые, убранные места передали свое место руинам, на которых водились совы. Не только здания, даже замля была верх дном здесь. Те сцены, которые мы наблюдали по дороге не могли не вызывать боль в наших сердцах. Армия оккупационной Армении вырыла каждую пядь земли. Блиндажи, траншеи, военные укрепления говорили о планах большой войны. Они сделали приготовления для превращения в кровавый омут наши плодородные земли. Увидев все это, я думал, хорошо, что мы заставили Армению считаться с нашей мощью и добровольно уйти из Агдама. А то потери были бы достаточно огромны в результате этих приготовлений. Значит, мы не ощиблись полагаясь на ум нашего Победоносного Верховного Главнокомандующего Ильхама Алиева.

По пути в Агдам на месте всех населенных пунктов остались просто руины. Даже для примера нет ни одного целого здания. Не только целое здание, даже нет такого строения, на котором стояла бы крыша, или имело стоявщие в целостности стены. Просто душераздирающее зрелище. Внутри многих домов видны многолетние ростки кустарников и деревьев. Когда-то в них слышны были счастливые смехи. А теперь там растут кустарники и деревья. Давно забыли эти стены человеческие чувства. Сразу понятно, что долгие годы здесь не жили люди. Даже не готовились жить. Сразу чувствуется, что оккупанты глубоко понимали, что в одинь день они вынуждены будут уйти с концами. Поэтому вредили как можно больше. Растащили, увезли как могли. То, чего не могли увезти, разрущили, чтобы настоящие хозяева, вернувщись, не могли здесь жить. Однако ощиблись в одном: Азербайджанское государство настолько сильно, что способен вместе со своим народом перестроит все эти земли!

…Немножко впереди – у подножия города Агдам наши автобусы остановились. Мы сошли. Справа от нас были каменные кучки. Думали, может останки разрущенных домов. Однако не то было. Это место Вторая Аллея Шехидов Агдама. Так, именно сравненная с землей место годы назад было местом захоронения шехидов. Враг с сущностью гиены зарыл могилы, разграбил кости мертвых, превратил окрестность в совиное гнездо. Из-за того, что территория была заминирована, мы не смогли подойти близко и вынуждены были довольствоваться только из дали снять все это, чтобы показать миру следы подобного зверства.

Чуть позже мы уже вьехали в город Агдам. До этого мы видели освобожденный Агдам только по ТВ. Знали о разрущениях тоже. Однако не могли представить масштаб достаточно. Теперь будучи собственно на территории, почувствовали настоящую трагедию – дух войны на себе…

Невозможно описать чего-то отдельно касательно города. Потому что тут нет ничего отличающегосья друг от друга. Все видимое одинаково. По всем сторонам разрущенные строения. Нет ни одного строения, на котором имелась бы уцелевшая крыша. Просто у некоторых строений стены разрущены полностью, а у других частично. То ест, это все, что осталось от города, некогда имевщего 50-тысячное население. И кусты, деревья, которые росли внутри разрущенных домов вызывают странные чувства у человека. Глядя думаеш, кто же жил когда-то в этих комнатах? Или те люди, которые 30 лет назад жили в этих комнатах, как воспринимали бы это зрелище, будь они здесь?

К сожалению, мы не имели возможности свободно передвигаться по городу. Потому что везде было заминировано. Поэтому вынуждены были передвигаться только по указанным нам направлениям. Нельзя было шагу в сторону наступать. Но и этого нам было достаточно. Все, что мы видели, было достаточно для описания ситуации. Посмотрели, увидели, сняли в память камеры, чтобы показать миру. Показать, чтобы и другие видели что с нами сделали, чтобы поняли нашу боль.

Поймут ли? Точно не знаем. Ну, считаем, что все, кто имеет душу, должны нас понять. Иначе на возможно.

Когда Армения в 1993 году оккупировала город, были некоторые разрущения. Однако не столько, как сейчас видно. Теперь перед нами стоит разрущенный до нулья город. Некогда красивый Агдам теперь стертый с лица земли город, где даже кладбища разграблены. Армяне такой народ. Они не только оккупируют. Они после оккупации делают все возможное, чтобы разрущить и стереть следы истории. Стереть, чтобы потом «доказать» своими фальсфикациями «историческую принадлежность» этих земель «древнему армянскому народу».

Спасибо нашей Армии! Если бы мы с терпением не поддержали дальновидную и обдуманную политику Победоносного Верховного Главнокомандующего Ильхама Алиева, вряд ли могли бы освободить эти земли из под оккупации. Мы будучи единой нацией могли это! Мы смогли обьединиться в единый кулак, обьединиться вокруг лидера, вести войну против врага по правилам 21-го века! Останки Агдама у нас. Пусть будет! Мы перестроим его! Говоря словами Президента Ильхама Алиева, “Мы тебя снова возродим, Агдам!”

Послесловие: Армяне выдают по всему миру нас – Азербайджанцев, да и всех тюрков за вандалов и варваров. Даже утверждают, что мы разрущаем их исторические памятники. Те, кому интересно, кто в действительности вандалы и варвары, пусть просто одинь раз увидят своими глазами останки Агдама и этого будет достаточно. Тогда поймут, что армяне, которые обвиняют нас, в реальности стараются приписать свою сущность другим…

Дадали, Хачмаз


Только это одно фото достаточно для того, чтобы понять, что сделали с Агдамом оккупанты за все эти 27 лет.

Вид Агдамской Пятничной Мечети из далека. И это фото достаточно для того, чтобы понять, что сделали с Агдамом.
А это достаточно для того, чтобы показать, во что превратились дороги Агдама.
Арка, которая видна вдали, останки Агдамского Государственного Драматического Театра имени Абдурахим бея Ахвердиева.
Агдамская Аллея Шехидов, где и Национальный Герой Аллахверди Багиров покоится. Кладбище раскопано, разграблено.
Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *