Как известно, важнейшим слагаемым армянского национального и исторического самосознания является мифология. И если миф о «Великой Армении от моря до моря» — относительно безобидная забава для самоутешения наиболее ущербных слоев населения, то мифы, связанные с территориальными вожделениями, опасны не только для сопредельных стран, но и для самого армянского народа.
С самого начала карабахского противостояния я не раз писал и выступал как у себя на Родине, так и далеко за ее пределами — в Москве, Санкт-Петербурге, Вашингтоне, Страсбурге, Женеве, Стамбуле, Анкаре, на Кипре, в эфире московского и турецкого телевидения, на страницах немецкой и французской прессы, а также на съездах народных депутатов СССР, сессиях Верховного Совета, различных симпозиумах, конференциях, участвовал во встречах с конгрессменами США, с Горбачевым, Ельциным, Назарбаевым, Демирелем, Озалом, Эджевидом, Эрдоганом, пытаясь выразить нашу точку зрения на этот длящийся уже не одно десятилетие конфликт.
Сегодня, когда наша доблестная армия наносит сокрушительные удары по военным объектам оккупационных войск Армении, когда наш народ в едином порыве и с небывалой консолидацией всех слоев общества выступает за освобождение своих земель, когда мы с искренней гордостью наблюдаем за блестящими, аргументированными выступлениями нашего Президента на азербайджанском, русском, английском языках, когда наша Правда, заблокированная в течение многих лет мировыми средствами массовой информации, наконец-то просачивается в российскую и западную прессу и на телевидение, мне хочется подойти к этому вопросу с несколько иной стороны. Со стороны сочувствия к армянскому народу, вовлеченному политическими авантюристами, писаками, дешевыми популистами, вроде З.Балаяна и иже с ним, в роковое, прежде всего для самого этого народа, противостояние со своими соседями.
Ввиду почтенного возраста я был свидетелем зарождения этого конфликта и должен сказать, что с первых же дней этого противостояния армяне опирались на миф. В этом контексте слово «миф» не совсем точное определение. Здесь более уместно слово «ложь».
Первоначальным посылом этого конфликта в том далеком 1987 году было то, что армяне, жившие в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана (НКАО), заявили о своих экономических проблемах, бедственном положении. На эти жалобы последовала незамедлительная реакция, было документально доказано, что уровень жизни армян НКАО гораздо выше уровня жизни жителей других регионов Азербайджана и даже населения самой Армении.
Тогда был запущен другой миф — о якобы дискриминации армянского населения в НКАО. Однако все факты противоречили и этой лжи. Вся высшая власть в области по иерархии того времени была в руках армян. Первый и третий секретари обкома — армяне, второй секретарь — русский, председатель облисполкома и все его заместители, кроме одного, — армяне. Азербайджанцем был лишь один из заместителей, хотя азербайджанцы составляли около трети населения области. В Ханкенди (Степанакерте) действовал армянский университет. В этом городе и в других районах области дети обучались в армянских школах. В Степанакерте действовал армянский театр. На армянском и русском языках выходили областные газеты, но не было ни одной газеты на азербайджанском языке. НКАО имела свою депутатскую квоту как в Верховном Совете Азербайджана, так и Верховном Совете СССР. Одним из заместителей Председателя Верховного Совета Азербайджанской ССР был армянин, одним из членов Бюро ЦК КП Азербайджана был также армянин. Армяне были среди министров, председателей исполкомов различных районов Баку, да и в самом БК и Баксовете армяне занимали руководящие посты.
Ничего подобного и в помине не было в Армении, где после нескольких массовых изгнаний все еще проживало более 200 тысяч азербайджанцев, до того, как их самым жестоким образом не выгнали с родных земель.
Теперь представим, увы, фантастическую версию: что было бы, если бы армяне не затеяли этот неправедный конфликт? В силу многовековой толерантности азербайджанского народа в отношении всех иных народов, проживающих на нашей земле, армяне Нагорного Карабаха прекрасно существовали бы и в составе независимого Азербайджана, как и жили до того. Причем природные богатства нашей страны, ее экономическое развитие, несомненно, отразились бы и на высоком жизненном уровне армян Карабаха. А проживание в Армении 200 тысяч азербайджанцев служило бы гарантом благополучного существования обоих народов на территориях друг друга.
В ответ на небывалое по жестокости изгнание азербайджанцев из Армении и в силу сложившегося в нашем народе чувства справедливого возмущения, подогреваемого ужасными рассказами беженцев, произошли определенные эксцессы в Баку в отношении армян. Мы их не отрицаем. Мы их осуждаем. В результате были вынуждены добровольно уехать из Баку и армяне. Хотя по степени жестокости единичные акты насилия в Баку не идут ни в какое сравнение с тотальным истреблением азербайджанцев в Гусарском районе и в азербайджанском селе Баганис-Айрум, с массовым изгнанием коренного населения с оккупированных армянскими вооруженными силами районов нашей республики.
Я хорошо понимаю, что, пытаясь стереть из памяти людей эти преступления, армянофилы станут говорить о событиях в Сумгайыте, в результате которых погибло 26 армян и 6 азербайджанцев. Сумгайытские события, как позже неопровержимо было доказано, были инспирированы органами КГБ СССР. А сами акты были запечатлены в документальных кадрах, снятых заранее уведомленными профессиональными кинематографистами с весьма определенной целью — опорочить азербайджанцев в глазах всего мира.
Еще одной специфической особенностью сумгайытских событий было то, что группу деклассированных групп снабжал наркотиками и водил за собой по армянским адресам уголовник Эдик Григорян (который, кстати, в отличие от других участников ушел от наказания). Причем нацеливался он в основном на квартиры тех армян, которые отказывались вносить суммы в фонд сепаратистов. Виновные в сумгайытских событиях были сурово осуждены общественностью Азербайджана, нашими писателями, в том числе и на страницах московской прессы. А осудил ли публично хотя бы один армянский писатель чудовищный геноцид в Ходжалы?! Ходжалы, где массово истребили все население города, где погибло и пропало без вести около 1000 жителей — в большинстве женщин, стариков и детей?! А военный преступник, ставший впоследствии главой Армении, цинично бахвалился: «Да, мы показали азербайджанцам, что не шутки шутим и не остановимся перед уничтожением мирного населения — женщин, детей, стариков».
Теперь представим, что всех этих кровавых событий не было бы — ни Сумгайыта, ни Ходжалы, ни оккупации азербайджанских земель. Не были бы выдворены азербайджанцы из Армении и не было бы ответных шагов со стороны азербайджанцев. В наше время, в период рыночного хозяйства, по крайней мере в крупнейших городах Азербайджана — в Баку и Гяндже — армяне с их коммерческими способностями, широкими связями с представителями своей диаспоры за рубежом владели бы банками и сетью супермаркетов, дорогими отелями и туристическим бизнесом. Владея всем этим, они пользовались бы влиянием и в медиа, и политике, как это было в начале прошлого века. Так что же выиграли армянские сепаратисты, вовлекая два народа в омут кровавых столкновений? Только временный карьерный успех бывших карабахских партийных и комсомольских функционеров, ставших один за другим президентами Армении. Президентами в чужой, собственно, для них стране. Президентами, которых через определенное время свергли и арестовали не карабахские армяне. Сколько же крови было пролито лишь для того, чтобы временно усесться в президентском кабинете, а затем попасть на нары…
Что приобрели армяне почти за три десятилетия развязанного ими конфликта? Мировое признание, хотя бы и на словах, территориальной целостности Азербайджана. Четыре резолюции ООН о выводе оккупационных войск с территории Азербайджана. Отторжение Армении от жизненно важных, коммуникационных, экономических, энергетических, транспортных проектов. Демографическую катастрофу с гражданами, отъезжающими при первом удобном случае из Нагорного Карабаха, да и из самой Армении. Не признанный никем в мире, в том числе и самой Арменией, марионеточный режим в Нагорном Карабахе. Политический, экономический, финансовый коллапс в Армении. Полную зависимость от зарубежной диаспоры, которая, припеваючи и комфортно проживая в России, в западных и мусульманских странах, обрекает «любимую издалека нацию» на неимоверные страдания.
И рядом полагающийся только на свой собственный потенциал, бурно развивающийся, с каждым днем все более укрепляющийся в экономическом, политическом и военном отношении Азербайджан. Неужели так трудно сделать соответствующие выводы, опирающиеся на реальность, а не на мифы времен царя Тиграна?
Сколько можно полагаться на посулы и подачки других держав, враждуя с соседями? Кстати, еще один армянский миф — это лжеклятвы в вечной дружбе с Россией. Истинную цену этой «дружбы» хорошо осознавал еще в ХIХ веке Грибоедов.
В независимом Азербайджане мирно живут сотни тысяч русских, не закрыта ни одна русская школа, в Баку действует Славянский университет, функционирует Русский театр, выходят газеты и журналы на русском языке, есть телеканал, вещающий на русском языке.
В изгнавшей представителей всех других народов ныне мононациональной Армении, вопреки елейным и лживым заявлениям ее руководителей, нет ни одной русской школы, поскольку не осталось русских или желающих обучаться на языке «дружеского» народа, а в последнее время закрыты даже российские телеканалы.
Единственно, в чем сильны армянские ультранационалисты, — в чисто геббельсовской пропаганде лжи. И крайне обидно, что эти фейковые новости армянского происхождения активно тиражируют некоторые российские средства массовой информации, и прежде всего телеканалы. С подачи армян была распространена фейковая новость о якобы сбитом турками армянском самолете. Слух не подтвердился, но внятного опровержения с чьей-либо стороны не последовало. Так же, как и миф о якобы участии турецких солдат или даже каких-то исламистских групп, воюющих на стороне Азербайджана. Упорно выдвигается тезис о том, что Азербайджанская армия воюет на территории Нагорного Карабаха, в то время как она освобождает согласно резолюциям ООН районы вокруг Нагорного Карабаха, где никогда не было армянского населения.
Оккупацию этих семи районов армянская пропаганда объясняет как создание «пояса безопасности» вокруг территории сепаратистского режима.
На минуту представим себе аналогию — какая в мире страна согласилась бы с таким толкованием оккупации собственной территории?
Можно ли представить, чтобы, скажем, Мадрид не только согласился с провозглашением Каталонии независимым государством, но, более того, не возражал бы против создания «пояса безопасности» вокруг Каталонии из оккупированных собственно испанских территорий? Или такая же аналогия в отношении Англии и Шотландии, Канады и франкоязычного Квебека, да и самой макроновской Франции и Корсики? Абсурд? Конечно!
Так почему же для Армении и сепаратистов Нагорного Карабаха должно быть сделано такое исключение из утвержденного мировым сообществом суверенного права каждого государства на свою территориальную целостность?
Поражаешься цинизму передач некоторых московских телеканалов. Провозглашая, что постоянно проживающие в России представители враждующих стран не должны принимать даже словесное участие в этом противоборстве на чьей-либо стороне, в то же время буквально в каждой передаче приветствуется активное участие по крайней мере двоих, а иногда и троих московских армян. Неважно, считают ли они себя представителями диаспоры или коренными жителями России, они неизменно выступают яростными проводниками армянских интересов. Разумеется, в их понимании. В то же время представители азербайджанской стороны приглашаются на эти передачи очень редко. А любой другой человек, пытающийся хоть в какой-то форме выразить объективную оценку, истину, не имеет возможности высказать свою точку зрения. Его самым грубым образом обрывают при первых же не совпадающих с их позициями фразах. Горлопан-провокатор по-хамски кричит и оскорбляет несостоявшегося оппонента, а ведущий, который, казалось бы, должен соблюдать баланс мнений, проявлять хоть какое-то минимальное уважение к иным доводам, начинает паясничать и ерничать, имитируя то кавказский, то украинский акцент, сознательно или по недомыслию оскорбляя национальные чувства разных народов. Порой мне думается, что подобные передачи намеренно служат одной цели — дискриминации России. Задача — вызвать враждебность к России у других народов.
В передачах Владимира Соловьева, не раз назойливо признававшегося в своей особой любви к армянам, есть все признаки разжигания национальной ненависти между народами, что, как известно, наказуемо по статьям уголовного кодекса. Никто не может запретить Соловьеву любить армян, но почему любовь к одной нации должна обязательно сочетаться с ненавистью к другим — прежде всего к туркам и тюркоязычным народам? Только для того, чтобы польстить «постоянно приглашенным» туркофобам? А те при любом удобном случае из кожи лезут вон, чтобы испортить русско-турецкие отношения. Постоянно напоминают о русско-турецких войнах прошлых столетий. С кем только не воевали Россия, да и Турция в течение многих веков? Но почему враждебность между собой должны сохранять именно эти две страны? Ведь причин, их объединяющих, гораздо больше, чем разъединяющих. Неужели российское общественное сознание должно соответствовать армянским стереотипам в этом вопросе? Разве плохие отношения с Турцией служат русским интересам? Великая Россия не может быть заложником дашнакской злопамятности из-за событий столетней давности. Не довольствуясь только собственными толкованиями исторических событий, русскому общественному сознанию внушается миф о том, что якобы существует какой-то тайный заговор по поводу создания некоей сверхдержавы тюркоязычных народов под эгидой Турции. И это смертельная опасность для России. А единственным препятствием перед созданием мифического Великого Турана, естественно, является маленькая Армения. Так называемый пантюркизм при Сталине был поводом для уничтожения интеллигенции тюркоязычных народов, в том числе азербайджанцев. Оказывается, и ныне этот жупел — нержавеющее оружие в руках провокаторов всех мастей. Даже основатель идеи пантюркизма, турецкий идеолог и ученый Зия Гекалп утверждал, что «создание Турана — единого государства всех тюрков — такая же утопия, как и коммунистическое будущее Ленина». «И такая же химера, как «Великая Армения от моря до моря», — добавим мы.
Разве общее культурное пространство испаноязычных латиноамериканских стран таит в себе угрозу создания единого Государства? Или более двадцати арабских стран — соприкасающихся на общем культурном, историческом, религиозном, лингвистическом пространстве, желают объединиться в какую-нибудь одну супердержаву? Бред? А этот бред в отношении тюркоязычных народов упорно навязывается дашнакствующими идеологами российскому общественному сознанию как якобы потенциальная угроза самому существованию России.
Слишком многое связывает бывшие советские республики, и в частности Азербайджан, с Россией, с русской историей, культурой, литературой, языком, чтобы отвергать эти ценности ради никогда не существовавшего Турана или планов слияния с какой-либо другой, пусть даже весьма близкой страной. Азербайджан заплатил слишком большую цену за свою независимость, чтобы уступить ее какой-либо другой стране. Азербайджан связывает с Турцией историческая, культурная, литературная, этническая, языковая близость, общие духовные, нравственные ценности, но никто и никогда ни в Турции, ни в Азербайджане не думал и не думает о политическом или административном слиянии этих двух братских стран. Даже в российско-белорусском формате.
За годы, последовавшие за аншлюсом Нагорного Карабаха и семи прилегающих районов Азербайджана, наша страна уже не та, что была тридцать лет тому назад, с не оформившейся тогда армией и с тогдашней наивной верой в дружбу народов. Теперь мы хорошо осознаем, кто нам искренний друг, а кто сам хочет стать нашим врагом. Теперь у нас мощнейшая армия, оснащенная современным вооружением. И тридцать лет бесплодных и пустых переговоров с участием Минской группы (в числе которой ангажированная армянским лобби Франция), эти чисто декоративные усилия, ни на сантиметр не приблизили решение проблемы. Мы терпеливый народ, но каждому терпению есть предел.
И вот теперь, когда Азербайджан НА СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ЗЕМЛЕ, СВОИМИ СОБСТВЕННЫМИ СИЛАМИ ПЫТАЕТСЯ ОТВОЕВАТЬ СВОИ ИСКОННЫЕ ЗЕМЛИ, СТАЛИ ВОПИТЬ ОБ АГРЕССИИ с нашей стороны. Накаляется от жары телефонная трубка в руках армянского руководителя с мольбой ко всем на свете спасти армян. От кого? Никто в Азербайджане не имеет ничего против Армении и армян. Мы воюем лишь с оккупантами, которые с почти подаренным им новейшим вооружением не только пытаются удержать оккупированные земли, но и бомбят мирное население в городах и селениях, находящихся далеко от линии фронта. Бомбят и с территории самой Армении с явно провокационной целью вызвать ответный огонь на себя и тогда уже завопить на весь мир о договоре, согласно которому страны — члены организации обещали защитить страну, в отношении которой совершена агрессия. Дешевый трюк. Ничего из этой провокации не выйдет, мы теперь хорошо знаем, с кем имеем дело.
На стопроцентно проармянских российских телеканалах вопят о том, что Турция в Карабахе готовит геноцид против армян.
Непонятно только, почему Турция готовит геноцид армян в Карабахе, если на ее, Турции, собственной территории благополучно живут более 20 тысяч армян, имея в одном только Стамбуле свои школы, свои церкви, свои печатные издания. Более того, Турция постоянно принимает, по одним расчетам, 300 тысяч, а по другим — 200 тысяч гастарбайтеров из Армении, зарабатывающих на свой хлеб насущный не у себя на родине, а в якобы враждебной стране.
И зачем азербайджанцам устраивать геноцид в Карабахе, в то время как в Баку и теперь мирно и спокойно живут 60 тысяч армян?! Где логика, господа дашнакские идеологи и их подпевалы?
Кстати, о самом геноциде 1915 года. Я прекрасно осознаю, что это больная тема для армян, и не хочу писать об этом, опираясь на факты, приводимые многими западными историками, оценивающими эти трагические события не столь однозначно. Ведь до событий 1915 года армян в Османской империи называли «миллети-садиг», то есть преданной нацией, и среди османских министров были и армяне, в том числе и министр финансов. Армяне были и среди генералов — пашей османской армии, в том числе небезызвестный Андроник паша.
Повторяю, уважая чувства армян, я не буду вдаваться в подробности по этому поводу, хочу лишь сказать о том, что дашнакствующие идеологи цинично используют эти трагические события ради разжигания ненависти к современной Турции, которая не имеет никакого отношения к событиям столетней давности. Турция должна извиниться за эти события, требуют дашнакские идеологи. А разве хоть один армянский политик извинился за Ходжалинское кровопролитие, совершенное не сто, а тридцать лет тому назад? За геноцид, учиненный людьми, до недавнего времени стоявшими во главе Армении? Не только не извинились, даже бахвалились, что «героически» убивали женщин и детей.
Я нарочно употребляю сочетания «дашнакские», а не «армянские» идеологи, потому что все еще не потерял веру в здравый смысл и разумное начало в армянском общественном сознании. Когда армяне наконец поймут, что лучше не зариться на чужие территории, а обустраивать собственную землю при доброжелательных отношениях с соседями. И лучше думать не о возмездии за настоящие или мнимые прегрешения других, а трезво оценивать свою собственную историю с несбывшимися амбициями, с бесплодными надеждами и с горькими разочарованиями. Право же, не надо предаваться иллюзиям вроде гитлеровских притязаний на «жизненное пространство» за счет чужих земель, лучше пытаться обустроить свой народ в своей стране, чтобы он не убегал на заработки в Россию, Турцию и Бог весть еще куда. Самая жгучая проблема Армении — не страх мнимого геноцида, а угроза демографического истощения. Я абсолютно уверен, что после освобождения наших оккупированных земель никакая реальная опасность армянам, оставшимся жить в Нагорном Карабахе, не грозит. Азербайджанское государство дает четкие гарантии их абсолютно безопасного существования в равных правах со всеми другими гражданами нашей страны.
Обращаюсь ко всем здравомыслящим слоям армянского общества: перестаньте обманывать свой народ мифами о мнимых угрозах, перестаньте кормить его баснями о мифическом государстве от моря до моря, прекратите пропаганду вражды и мстительности к азербайджанцам, туркам и другим народам, откажитесь от попыток втянуть в этот конфликт третьи страны. Этот конфликт отнюдь не входит в сферу их национальных интересов. В конце концов, и вашей диаспоре надоест подкармливать вас морально и материально.
Хватит жить мифами, которые потерпели крах. Давайте после освобождения наших земель установим по крайней мере добрососедские отношения. И тогда всем будет хорошо. И вам, и нам. И России, и Турции.
7 октября 2020 г.
Анар,
народный писатель Азербайджана (1998),
лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР (1980),
председатель Союза писателей Азербайджана