В китайском регионе Синьцзян «не поддающееся учёту» число детей, родители которых содержатся под стражей либо проживают в изгнании, содержатся в учреждениях государственной системы «социального обеспечения» без согласия родителей либо без доступа к ним. Об этом заявила международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) в опубликованном 15 сентября заявлении.
В своем заявлении правозащитная организация со штаб-квартирой в Нью-Йорке призывает власти Китая прекратить забирать детей уйгуров и представителей других мусульманских тюркоязычных коренных народов Синьцзяна из их семей и незамедлительно вернуть детей, находящихся в детских домах и приютах, их родным.
Отсутствие исчерпывающей информации о ситуации с детьми, помещенными в Синьцзяне в государственные детские учреждения и школы-интернаты без согласия родителей, согласно заявлению HRW, обусловлено государственным контролем и надзором в регионе, в том числе «суровыми наказаниями в отношении тех, кто высказывается либо имеет контакты за границей». Иностранные журналисты, побывавшие в Синьцзяне в 2018 и 2019 годах, не смогли посетить или сфотографировать эти учреждения, отмечают правозащитники и добавляют, что территории этих учреждений обнесены оградами с колючей проволокой и находятся под видеонаблюдением.
По данным правозащитной организации, с 2017 года в рамках кампании властей «по борьбе с насильственным терроризмом», около миллиона представителей преимущественно мусульманских тюркоязычных коренных народов Синьцзяна были помещены в лагеря «политического перевоспитания». Неизвестное число удерживается в местах содержания под стражей и в тюрьмах, пишет HRW.
«Осуществляемое правительством Китая принудительное изъятие детей [из их семей] является, пожалуй, самым жестоким элементом осуществляемых им репрессий в Синьцзяне, — говорит Софи Ричардсон, директор HRW по Китаю. — Детей следует либо немедленно вернуть под присмотр родственников в Китае, либо разрешить им воссоединиться со своими родителям за пределами страны».
«Правительства должны выступить против невыносимой боли, которую власти Китая причиняют семьям в рамках своей кампании репрессий в Синьцзяне, — сказала Ричардсон. — Им следует дать понять Китаю, что воссоединение с семьей является основополагающим правом человека».
Информация о массовых задержаниях в Синьцзяне уйгуров, а затем казахов, татар и представителей других этнических меньшинств, в основном исповедующих ислам, и о создании там «лагерей политического перевоспитания» начала появляться в середине 2017 года. По данным Организации Объединенных Наций, оглашенным в 2018 году, около миллиона представителей тюркоязычных коренных жителей Синьцзяна принудительно удерживаются в «центрах по борьбе с экстремизмом», миллионы, по сообщениям, направлены в «лагеря политического перевоспитания».
В августе прошлого года казахстанские власти признали этническую казашку Сайрагуль Сауытбай из Синьцзяна виновной по делу о незаконном пересечении границы. Сауытбай в суде настаивала, что была вынуждена нарушить закон, чтобы воссоединиться с семьей в Казахстане. После неоднократных безуспешных попыток получить убежище в Казахстане Сауытбай, показания которой в суде помогли пролить свет на ситуацию в лагерях «политического перевоспитания» в Синьцзяне, с семьей покинула Казахстан.