АНАЛИТИКА - Проект EastMed - часть плана давления на Турцию в Средиземноморье

Турцию пытаются представить в качестве агрессора в восточной части Средиземного моря

Mehmet A. Kancı,Ekip,Aynur Asgarli  

Основной темой повестки дня намеченного на конец сентября заседания Совета ЕС в Брюсселе станет Турция. Министры иностранных дел стран Евросоюза уже обсудили в Берлине перечень санкций против Анкары.

Об этом 6 сентября сообщил в эфире радиостанции France Inter глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан. Тем самым французский министр обозначил начало нового витка антитурецкой истерии в регионе.

Глава французской дипломатии выразил несогласие с позицией Анкары по Восточному Средиземноморью и поддержал позицию Греции, пытающейся расширить морскую зону у побережья Турции и тем самым контролировать морские энергетические ресурсы.

Недовольство Парижа вызывает и задержка реализации строительства газопровода Восточносредиземноморского газопровода (EastMed), который должен стать самым длинным подводным газопроводом в мире (1900 км). С его помощью Израиль смог бы по Южному коридору поставлять в Европу газ.

При этом в конце 2015 года Евросоюз придал подводному газопроводу EastMed статус “Проекта общего интереса” (PCI). Проект наряду с Европейской комиссией и Израилем, продвигают греческая община Кипра и Египет.

Ожидалось, что EastMed будет введен в эксплуатацию в 2025-26 годах, однако договоренность между Турцией и Ливией по разграничению морской зоны в Средиземноморье перечеркнула эти планы.

На фоне последних событий в Ливии, противоречия между Турцией и «четверкой» противников Турции (Франция, Египет, Греция и греческий Кипр) по вопросу разработки морских месторождений и вывода этих ресурсов на рынок Европы, вышли за рамки «энергетической конкуренции». Кризис принял форму военного противостояния.

Не помогло даже снижение темпов роста мировой экономики на фоне негативного влияния пандемии COVID-19, что в итоге привело к снижению глобального спроса на энергоресурсы. Казалось бы на этом фоне проект EastMed должен был отойти на второй план. Однако этого не случилось. Кризис в регионе лишь обострился.

Противники Анкары перегруппировались в составе так называемого “Газового форума стран Восточного Средиземноморья” (DAGF), в состав которого вошли также Италия, Палестина и Иордания. Интерес к участию в DAGF проявили также Франция и США.

Позиция Парижа и Вашингтона привела к эскалации кризиса в регионе, где противоречия вынуждают страны все чаще прибегать к военной силе.

В целях укрепления обороноспособности Греции и обеспечения преимущества в вероятном воздушном противостоянии с Турцией, Париж заявил о скорых поставках Афинам самолетов Rafale.

В то же время, США сняли оружейное эмбарго против греческой общины Кипра, которое действовало на протяжении 33 лет.

Совершенно очевидно, что провокации Франции, ЕС, Германии и DAGF направлены на то, чтобы спровоцировать Турцию на военные действия и представить Анкару в качестве агрессора.

При этом Турция на всех платформах заявляет о готовности к диалогу, тогда как ее противники действуют все более жестко и агрессивно.

Процессы в восточной части Средиземного моря меняют саму систему НАТО, выстроенную в период Холодной войны. Причем это происходит без ведома партнеров по Альянсу и на этот вопрос необходим четкий ответ.

Попытка повышения рейтинга Эммануэля Макрона в преддверие президентских выборов 2022 года во Франции и активное вооружение греческой армии за счет поставок оружия при финансовой поддержке ОАЭ, могут обойтись правительству Греции слишком дорого. Затраты слишком велики, а на противостояние с Турцией правительству Кириакоса Мицотакису не хватит никаких средств даже от привлечения средств за счет размещения гособлигаций.

Мехмет А. Канджы, журналист, аналитик по внешней политике

 

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *