– С 27 апреля в Карабахе вновь возобновились боевые действия, стороны продолжают обвинять друг друга в режиме прекращения огня. Расскажите, какова позиция Азербайджана по этому поводу?
– В первую очередь, я хотел бы пояснить, что данный конфликт не является межэтническим или межнациональным. Еще с Советских времен, а точнее в 1988 году Армянская ССР предъявила территориальные претензии к Азербайджану и потребовала присоединения Нагорно-карабахской Автономной области.
Для информации хотелось бы пояснить, что Нагорно-карабахская Автономная область – это часть территории Азербайджанской Республики, которая не граничат с соседними государствами: Россией, Грузией, Ираном и Арменией.
В 1992-94 годах в результате военной агрессии Армении против молодого азербайджанского государства (в 1991 году наша страна объявила о своей независимости), воспользовавшись внутренней не стабильной общественно-политической ситуацией, было оккупировано 20% территории нашей Республики. Речь идет о Нагорном Карабахе и семи прилегающих районах, что позволило вражеской стороне получить сухопутный выход к границам Армении и Ирана.
К моменту оккупации в Нагорно-Карабахской Автономной области проживали около 170 тысяч граждан. Из этого числа всего 130 тысяч армян, остальные – этнические азербайджанцы. При этом, в результате оккупации 20% территории АР, были депортированы более 750 тысяч человек и 250 тысяч из Армении.
К 1994 году, к моменту заключения соглашения о режиме прекращения огня, в Азербайджане было зафиксировано миллион беженцев и вынужденных переселенцев. С того времени переговорный процесс между странами идет под эгидой Минской группы ОБСЕ. К слову, ее сопредседателями, как вы знаете, являются США, Франция и Россия.
На разных этапах переговорного процесса предлагались различные варианты разрешения конфликта. Но Азербайджан всегда во главе угла ставил принцип восстановления своей территориальной целостности, вывод оккупационных сил с оккупированных территорий Республики и возвращение беженцев на свои исконные земли. Азербайджан готов и всегда был готов предоставить высший статус самоуправления для армянской общины, проживающей на территории Азербайджанской Республики, в частности, в Нагорном Карабахе.
Достаточно вспомнить «Мадридские принципы» по урегулированию конфликта. Они предусматривают поэтапное разрешение. В частности, вывод оккупационных сил республики Армения с территорий Азербайджана, то есть деоккупация наших земель, возвращение беженцев и вынужденных переселенцев, а также открытие, восстановление коммуникаций между Арменией и Азербайджаном и обеспечение безопасности проживания армянского населения в Нагорном Карабахе. Данные принципы также затрагивают в дальнейшем, посредством переговоров между азербайджанской и армянской общинами, рассмотрение статуса Нагорного Карабаха в рамках территориальной целостности и суверенитета нашей страны.
Азербайджан всегда придерживался мирного процесса урегулирования конфликта, с 1994 года наша страна выступает против полномасштабной войны. В 2018 году, когда в результате революции в Армении, народ выбрал себе нового премьер-министра Никола Пашиняна, нам были отправлены месседжи о том, чтобы дать возможность новому чиновнику окрепнуть, переизбрать парламент для того, чтобы в дальнейшем вести предметные переговоры по решению армяно-азербайджанского конфликта.
Как вы знаете, сторонами конфликта являются Армения и Азербайджан. И мы дали такую возможность, если вы помните, в Бишкеке, во время встречи на высшем уровне, премьер-министр Армении Никол Пашинян фактически обратился с соответствующей просьбой к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву. Все это еще раз доказывает, что Азербайджан всегда был приверженцем мирного урегулирования конфликта, надеялся на достижение долгосрочного мира, деоккупацию своих территорий и восстановлению мира в регионе.
Но, к сожалению, после того, как в Армении избрали новый парламент, назначили должностных лиц, а нынедействующая власть окрепла, вместо того, чтобы изменить риторику и подготовить народ к большому миру, наоборот начала нагнетаться остановка. Первым шагом к этому стало то, что Пашинян отправил своего сына проходить военную службу на оккупированных территориях Азербайджанской Республики. Дальше провокации стали регулярными, причем носили еще более жесткий характер, нежели во время правления прежней власти Армении. Были проведены выборы для избрания «главы» незаконного сепаратистского режима Нагорного Карабаха. Инаугурацию провели в азербайджанском городе Шуша. Пашинян демонстративно провел данное мероприятие, что не могло не оскорбить чувств абсолютно каждого азербайджанца.
Кроме этого, Армения начала массово расселять на оккупированных территориях нашей страны сирийских и ливийских армян, тем самым, меняя этнический состав региона, что является военным преступлением и противоречит всем нормам международного права. Руководство Армении начало выступать с нелепыми заявлениями о том, что Нагорный Карабах – это Армения и точка. Если они выступают с подобными сообщениями, то о каком продолжении переговорного процесса можно говорить. Если руководство Армении так считает, теряется предметность самого переговорного процесса.
– Вы хотите сказать, что в этом случае исчерпываются все возможные дипломатические шаги по урегулированию данного конфликта?
– Конечно. Министр обороны Армении Давид Тоноян в рамках своих визитов в зарубежные страны, выступая перед армянской диаспорой, заявил, что необходимо начинать войну и завоевывать новые территории. Одновременно с этим Пашинян подтверждает, что переговорный процесс приостановлен, и Армения не является участником переговорного процесса. Визит же супруги премьер-министра, облачившейся вместе с группой женщин в военную форму и держа в руках оружие, будучи на оккупированных территориях, дает понять нам, что армянская сторона не собирается решать вопрос мирным путем, а придерживается военной риторики разрешения конфликта.
Наравне с этим недавно Армения объявила о создании 100-тысячной добровольческой армии. Если эта страна нацелена на мир и хочет мирного разрешения конфликта с азербайджанской стороной, тогда к чему подобные выходки?! Все это говорит лишь об одном, Армения готовилась к войне. По нашей информации, они обращались за помощью к диаспоре, кроме этого, стягивали вооруженные силы к линии соприкосновения.
Последняя армянская провокация произошла 12-14 июля в Товузском направлении, это на западе Азербайджана, на границе с Арменией. Вражеские вооруженные формирования попытались взять высоту, которая позволила бы контролировать все транспортные коммуникации. Речь идет о нефтепроводах Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку — Супса, а также южном газотранспортном коридоре, включающем Южнокавказский газопровод (Баку — Тбилиси — Эрзурум), турецкий Трансанатолийский газопровод (TANAP) и Трансадриатический газопровод (TAP) с направлением в Южную Европу, и, конечно, железная дорога Баку-Тбилиси-Карс. Кроме этого, с этой территории хорошо прослеживается автомобильная дорога, которая соединяет международные трассы с Грузией.
Конечно, основная цель армянской стороны захватить все больше территорий, дабы потом сделать их предметом торга. Кроме этого, Армения недавно приняла стратегию безопасности своего государства, где указано, что они всю свою политическую силу должны направить на легализацию результатов войны. Речь идет о легализации оккупации наших территорий. Еще раз хочу подчеркнуть, что подобные действия армянской стороны четко демонстрируют военную риторику решения конфликта. Все это свидетельствует, что политический курс Армении определен.
– К слову и президент Азербайджана Ильхам Алиев в рамках своих заявлений неоднократно заявлял о том, что Армения готовится к войне…
– Да, президент АР Ильхам Гейдарович Алиев заявлял об этом со всех международных площадок, в том числе с трибуны ООН. Он призывал все страны принять соответствующие меры в отношении Армении. Я также был на встрече в МИД Казахстана, и довел до сведения, что армянская сторона готовится к вооруженному вторжению.
А 27 сентября текущего года Вооруженные формирования Армении, осуществив масштабные провокации, подвергли интенсивному обстрелу позиции Азербайджанской Армии вдоль всей линии фронта и наши населенные пункты, расположенные в прифронтовой зоне из крупнокалиберного оружия, минометов и артиллерийских установок различного калибра. Передовые подразделения Азербайджанской Армии предприняли ответные меры по обеспечению безопасности своего народа и государства.
– Как бы вы охарактеризовали роль Казахстана в урегулировании Карабахского конфликта?
– Казахстан является стратегическим партнером и дружественной для Азербайджана страной. У нас схожие корни, обычаи, традиции и даже культура. Мы дети одного деда. Экс-президент Казахстана Нурсултан Назарбаев всегда поддерживал Азербайджана на всех международных площадках. Например, когда Армению принимали в Евразийский экономический союз, именно Назарбаев поставил условие о том, что ее примут только в рамках признанных границ, то есть без оккупированных территорий АР. Для нас это большая поддержка, которую мы ценим.
Приняты четыре резолюции Совета Безопасности ООН, которые требуют немедленного и безотлагательного вывода армянских вооруженных формирований с оккупированных территорий АР. К сожалению, они не выполняются, а международное сообщество не принуждает агрессора к миру и выполнению требований международных документов, имеющих высшую юридическую силу и приоритет над национальным законодательством. По этой причине наш народ страдает более 30 лет. Поэтому мы надеемся на моральную поддержку казахстанской общественности и правительства этой страны, тем более в условиях, когда азербайджанский народ переживает сложные дни своей новейшей истории.
– Вы отметили, что Азербайджан выступает за мирное урегулирование конфликта, но при этом у вас одна из самых оснащенных армий на Кавказе…
– Азербайджан имеет сильную армию, мы 26 лет готовимся к миру, но одновременно готовы к войне, поэтому и усиливаем свою армию. Население Азербайджана составляет более 10 млн против Армении с чуть более 2 миллионами граждан. Человеческие ресурсы и финансовые возможности нашей страны значительно преобладают, даже несмотря на то, что Армению усиленно вооружают некоторые страны.
Азербайджан уже привык к регулярным провокациям со стороны Армении. Поэтому нас насторожило то, что сразу после провокации в Товузском направлении, в Армению привезли более 100 тонн военного груза из разных стран, в основном из Российской Федерации. Это еще один факт того, что такая милитаризация не случайна, поэтому Азербайджан был наготове и ждал провокацию по другим направлениям.
Сегодня наша армия в результате контрнаступления освобождает оккупированные армянской стороной села и стратегические высоты. Но хочу еще раз озвучить, что все боевые действия проходят сегодня на территории семи оккупированных районов (даже не в Нагорном Карабахе). В них никогда не жили армяне, эту территорию населяли этнические азербайджанцы, которые, повторюсь, были изгнаны со своих родных земель. Мы не воюем на территории чужого государства, мы не нарушаем государственную границу соседних Республик. Как отметил глава Азербайджанского государства, мы не имеем военных целей на территории Республики Армения, мы хотим восстановить территориальную целостность своей страны. Азербайджан не против, чтобы армянское население проживало на нашей территории. К слову, в нашей стране проживают представители более 40 народностей, причем в мире и согласии. Прежние руководители Армении говорили, что азербайджанцы и армяне не могут сосуществовать.
– А разве это не так?
– Конечно, нет! Два наших народа нормально сосуществуют в разных странах, например, в Казахстане. Мы выступаем не против армян, мы не принимаем агрессивную политику Армении и его руководства.
– Но ведь армянская сторона утверждает, что воюет армия, так называемой «Республики Арцах»…
– На оккупированных территориях Азербайджана создан незаконный режим, который армянская сторона называет «Нагорно-Карабахской Республикой». Они провели незаконный референдум и изменили название Карабах на «Арцах». Данный режим существует благодаря помощи Армении и армянской диаспоры, проживающей за рубежом. Они искусственно поддерживают данное незаконное образование. На данной территории уничтожены все азербайджанские памятники, города, села и в целом следы нашего наследия и культуры буквально стерли с этой территории. Азербайджану придется заново все это восстанавливать, хоть на это потребуется время и не малые средства.
– Получается, что де-факто армия Азербайджана воюет с армянской?
– Все верно. В Нагорном Карабахе нет такого количества населения, да и финансов, чтобы создать и поддерживать Вооруженные силы.
– Вы отметили, что на стороне Армении воюют сирийские боевики. Но армянская сторона заявляет, как раз, противоположное…
– Азербайджан имеет самую сильную армию на Кавказе, которая оснащена передовым вооружением и техникой. Мы за несколько лет выделили на эту область около пяти миллиардов. Поэтому, вы, наверное, понимаете, что наша страна не нуждается в какой-либо поддержке. При этом, есть подтвержденные факты того, что армяне используют в бою боевиков добровольческих армянских отрядов, которые воевали в Сирии и состояли в вооруженном формировании курдской рабочей партии. Информация и факты этого будут в скором времени представлены мировому сообществу.
– Турция активно поддерживает Азербайджан, поэтому хотелось бы поговорить о роли этого государства в рамках проходящих военных действий?
– А Турция играет балансирующую роль на Южном Кавказе и является стратегическим партнером Азербайджана. Мы братские народы, как говорил общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев, мы одна нация – два государства. Как я уже сказал, Азербайджан не нуждается сегодня в поддержке, турецкая сторона не принимает никакого участие в военных действиях. Наша армия полностью укомплектована, и все, что нам нужно – это моральная поддержка не только Турции, но и Казахстана. Мы братские страны, наше дело правое, наша война освободительная. Мы не ведем наступательные военные действия и это надо понимать.
– Как вы считаете, как дальше будет развиваться ситуация на фронте?
– Если прослеживать хронологию конфликта, то можно убедиться в том, что Азербайджан – не сторонник военного разрешения конфликта. У нас было много возможностей разрешить вопрос военным путем, но мы не хотели войны, мы против смертей, как с нашей, так и армянской сторон. Достаточно вспомнить апрельские события 2016 года, которые называют «четырехдневной войной». Ведь тогда Азербайджан вновь согласился сесть за стол переговоров, дал еще один шанс армянской стороне задуматься и освободить наши земли. Армянская сторона должна быть заинтересована в том, чтобы войны не было, а для этого им необходимо деоккупировать наши территории.
– Но вместо этого, армянская сторона объявила о всеобщей мобилизации…
– На территории Армении объявили мобилизацию, матеря отправляют своих сыновей воевать на чужую землю. Азербайджан же ведет войну на своей территории за возвращение своих земель. И мы, за исключением армянской стороны, готовы на любые перегаворы, которые приведут к восстановлению территориальной целостности нашей Республики.