В августе 2020 года исполнится 29 лет, как закрылся Семипалатинский ядерный полигон, и с тех пор мы последовательно продвигаем эту идею. Хотя в мире она не всем нравится. Об этом в интервью порталу 365info сказал заместитель директора КИСИ, политолог Санат Кушкумбаев.
От Таджикистана до Ирака
— Различные глобальные инициативы Казахстан выдвигал неоднократно. Например, миротворческие. Все они как правило взаимосвязаны и по времени миссии довольно длительные, поэтому трудно разделить по годам.
В 2014 году у нас приняли закон «О миротворческой деятельности», и с тех пор в этой сфере мы плотно работаем. В 2017-18 годах Казахстан председательствовал в Совете безопасности ООН,
и на этой площадке миротворческие инициативы были одними из ключевых нашей повестки
Это важно отметить.
Уже осенью 2018 года, наверное впервые в истории Казахстана, прошла миротворческая миссия именно с мандатом ООН. Наши военные выполняли задачи в составе временных сил ООН в Ливане.
Конечно, они были в составе большого индийского батальона, но это общепринятая практика, когда скооперироваться могут разные страны.
— Наши военные и до Ливана участвовали в разных миссиях.
— Ранее в Ираке, где наши казбатовцы занимались разминированием, эту задачу выполнили успешно, обезвредив свыше трех миллионов мин. В девяностых, во время гражданского конфликта в Таджикистане, Казбат был на афганской границе, нес службу вместе с миссиями других стран СНГ. В 2019 году прошла операция по вывозу казахстанцев из зоны конфликта в Сирии.
Во всех случаях мы показали сразу несколько положительных аспектов: нашу добрую волю, ответственность и надежность как партнера
Кроме того, хороший опыт получили и наши военные. По казахстанским меркам, через Ирак их прошло большое количество.
— И всегда по просьбе «принимающей стороны»? А по своей инициативе не выезжали?
— В таких случаях односторонних инициатив нет. Например, какое-то государство обращается за помощью в ОНН, просьбу рассматривают и принимают решение. То есть всегда добровольно. Страна не просто не возражает, а хотела бы, чтобы ей оказали такую помощь. То есть все вопросы решаются в рамках международного права.
Инициативы не воспринимаются на ура сразу всеми, находятся и скептики
— Казахстан не только занимается миротворческими миссиями, но продвигает и глобальные инициативы. Например, антиядерные.
— Антиядерные инициативы — это вообще «»конек» нашей внешней политики. Казахстан
с самого начала независимости позиционировал себя как государство, активно проводящее антиядерную стратегию
В августе 2020 года исполнится уже 29 лет, как закрылся Семипалатинский ядерный полигон, и с этого времени Казахстан четко и последовательно продвигает антиядерную повестку. Первый президент принимал участие во многих международных саммитах и неоднократно озвучивал нашу позицию с площадки ООН. В 2016 году он написал Манифест «Мир. XXI Век». Суть его как раз в том, что к ядерному разоружению всем странам нужно идти сообща.
К тому, чтобы к столетию создания ООН в 2045 году мир вообще отказался от ядерного оружия. Само послание прежде всего адресовано клубу ядерных держав. Да, это очень амбициозная цель, но Казахстан известен амбициозными целями на международной арене.
— А как их воспринимают в мировом сообществе?
— Негатива точно нет. Конечно, есть разные оценки, но в целом преобладает позитив. У ряда наблюдателей присутствует и некий скептицизм,
но любая инициатива не воспринимается на ура сразу и во всем мире
Особенно в таком деле, как антиядерная политика. Понятно, что есть страны и политики, которые хотели бы обладать таким оружием. Есть различные ВПК, заинтересованные в милитаризации и так далее. Но дальнейшее ядерное вооружение не только губительно, это нерационально еще и чисто экономически. В период пандемии человечество сталкивается с новыми вызовами, но продолжает отвлекать ресурсы на разрушительные средства.
Казахстан был одним из главных инициаторов и проводников (наряду с другими странами ЦА) создания зоны, свободной от ядерного оружия. В 2006 году соответствующий договор был подписан именно в Семипалатинске. Теперь у нас эта зона есть. Важная задача для нашей внешней политики, чтобы к этой инициативе присоединялись как можно больше других стран.
Пора пересматривать методы взаимодействия
— Раз уже заговорили про пандемию, кооперируются ли страны для борьбы с ее последствиями? И какова в этом случае наша позиция?
— Когда это была еще эпидемия в отдельно взятом Китае, многие пытались реагировать на страновом уровне. Но уже тогда мы видели, что это было как-то хаотично. В начале весны ВОЗ придал вспышке коронавируса статус мировой пандемии, тогда уже все страны начали что-то предпринимать, но все еще не скоординировано. Одни заявляют о выходе из этого «коронавирусного кризиса», другие же находятся на пике, а некоторые вообще отказались от политики карантинизации. Пандемия стала серьезным поводом пересмотреть методы и подходы к взаимодействию на международной арене. Здесь требуется некий четкий алгоритм. И конечно, это стоит на повестке стран мира. И Казахстана в том числе.
Мы, например, пытаемся координировать усилия со странами региона и Россией. И постоянно с ними на связи. Это видно по той динамике переговоров, которые Токаев провел с соседями.
Мы понимаем, с какими трудностями они сталкиваются и продолжаем оказывать соответствующую помощь. Например, Таджикистану, Кыргызстану. Это наш вклад в стабилизацию ситуации. Так что пандемия — это еще один повод серьезно посмотреть, как мы можем решать проблемы на региональном уровне. Тем более, что у стран Центральной Азии не может быть полной самодостаточности. А значит, нужно взаимодействие — экономическое, социальное и так далее.
Мирные инициативы Казахстана: последовательность залог успеха — эксперт