М.Гурбанлы: Почти все из 128 албанских храмов, 67 мечетей, в том числе 48 гробниц, 192 святыни, находящихся на ранее оккупированных территориях или григорианизированы (армянизированы) или разрушены

Интервью с председателем Госкомитета по работе с религиозными образованиями Азербайджанской Республики Мубариза Гурбанлы

Насколько сильно разрушены объекты религиозного наследия на оккупированных территориях Азербайджана? Видите ли вы сходства между деяниями ИГИЛ и Армянскими сепаратистами?

Образцы азербайджанской архитектуры, включая наши исламские религиозные памятники, отличаются своими характерными особенностями во всем мире. Армения совершила преступление, направленное на уничтожение и фальсификацию религиозного и культурного наследия, на оккупированных территориях Азербайджана, которые считаются преступлением против человечности в соответствии с международными конвенциями.

Были разрушены или оскорблены принадлежащие к исламу религиозные сооружения (превратились в конюшню  – мечеть Ашагы Говхар Ага, мечеть Агдам-Джума и т.д.), а христианские храмы, принадлежавшие древнему Азербайджанскому государству Кавказской Албании, или разрушены или же сфальсифицированы армянами. (храмы “Агоглан”, “Худаванг”, “Татев”, “Гянджасар” и т.д.).

Таким образом, армяне пытались стереть как наше историческое прошлое, так и нашу духовную память с лица земли, где мы жили тысячелетиями. Преступные действия Армении, направленные на уничтожение и фальсификацию религиозного и культурного наследия Азербайджана, в целом являются геноцидом против человечества. В Азербайджане же восстановлены все религиозные памятники и построены новые.

2020 год стал знаменательным, историческим годом для Азербайджана. Таким образом, 27 сентября прошлого года вооруженные силы Азербайджанской Республики начали контрнаступительные операции в ответ на провокации вооруженных сил Армении на оккупированных территориях и прифронтовых районах Азербайджана. Согласно трехстороннему заявлению, подписанной президентами Азербайджана, России и премьер-министром Армении 10 ноября 2020 года, военные действия были приостановлены, и начался процесс вывода Вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана.

На протяжении 30 лет отсутствия миссий международных организаций, таких как ЮНЕСКО по установлению фактов вызывает разочарование, а также сомнение в объективности и справедливости международных организаций и институтов.

Историческое, культурное и религиозное наследие Азербайджана было уничтожено в освобожденном Нагорно-Карабахском регионе и в 7 прилегающих районах. Почти все из 128 албанских храмов, 67 мечетей, в том числе 48 гробниц, 192 святыни, находящихся на ранее оккупированных территориях или григорианизированы (армянизированы) или разрушены.

В ходе так называемых «ремонтных работ», проведенных в 2016-2018 годах только в одной из мечетей, расположенных на этих территориях мечеть «Юхары Говхар Ага» в городе Шуша, была нарушена ее историческая самобытность, изменена надпись мечети, которая была представлена как мечеть, принадлежащая другому мусульманскому государству.

Следует также отметить, что в ходе недавнего военного конфликта вооруженные силы Армении выпустили запрещенные баллистические ракеты по гражданскому населению, в результате чего погибли 94 ни в чем не повинных мирных жителей, в том числе 11 детей, и более 400 человек получили ранения. В то же время, в результате ракетных обстрелов противник нанес ущерб Баби-гробнице Физулинского района, мусульманскому кладбищу в Тартарском районе, а также религиозным объектам, включая зданию Русской Православной Церкви в Гяндже.

Однако вооруженные силы Азербайджана не совершали вооруженных нападений на гражданские объекты врага, а также на религиозные объекты, которые находились под постоянным вниманием в ходе артиллерийских и ракетных обстрелов. В результате действий, предпринятых азербайджанской армией в ходе боевых действий не было повреждено ни одного религиозного памятника. После приостановки военных операций правительство Азербайджана объявило, что все религиозные памятники, разрушенные вооруженными силами Армении, будут восстановлены.

Параллельная линия –  ИГИЛ и Армения

Общей чертой, объединяющей ИГИЛ и Армению в разрушении религиозных и культурных памятников, являются экстремистские движения, основанные на радикальной идеологии.

Поскольку боевики ИГИЛ захватили древний сирийский город Пальмира и уничтожили его, а также древний город Нимруд в Ираке и древние историко-культурные памятники мира, армянские экстремисты уничтожили культурные, исторические и религиозные памятники в Карабахе – колыбели культуры Кавказа. Не случайно, что  международные эксперты обозначили разрушенный армянами освобожденные города, в частности Агдам «город призраков». А также известный британский эксперт по Кавказу Томас де Ваал назвал Агдам “маленькой Хиросимой”.

Таким образом, Армения приложила огромные «усилия» для того, чтобы стереть наследие и следы азербайджанского народа, и до последних месяцев изменила названия городов и сел на ранее оккупированных территориях.

2) Как Азербайджан работает над восстановлением своего культурного и религиозного наследия?

Несмотря на светский характер страны, в Азербайджане государство уделяет особое внимание религиозной сфере. Сегодня толерантность в Азербайджане характеризуется как государственная политика в отношении религии. Экономическая и социальная политика, проводимая под руководством Президента Ильхама Алиева, достигнувший прогресс и стабильность в общественно-политической жизни, отражена и в области религии.

Все религиозные конфессии находятся под пристальным вниманием и заботой государства – ежегодное выделение средств на поддержку деятельности религиозных конфессий главой государством, обеспечение бесплатным природным газом культовых сооружений, реставрация религиозных святынь, строительство новых и т.д. Все это говорит о служении нашим национально-духовным ценностям. Среди памятников, отреставрированных и охраняемых государством, находится и Армянская церковь в центре Баку. С 2002 года по решению Кабинета министров Азербайджанской Республики Центральная городская библиотека была передана на баланс Управления делами Президента Азербайджанской Республики, и на ее основе была создана Президентская библиотека. С того времени армянская церковь находится под контролем Президентской библиотеки. В настоящее время в Армянской церкви хранится редкая армянская литература из фонда Президентской библиотеки и депозитарный фонд.

В одном из своих выступлений Президент Ильхам Алиев сказал: “Все храмы, находящиеся на нашей территории, – наше историческое достояние. В Азербайджане ежегодно проходит Бакинский гуманитарный форум или Форум по межкультурному диалогу. В Азербайджане проведены саммиты религиозных лидеров мира. Организация исламского сотрудничества приводит в пример отношение к исламской религии в Азербайджане. Патриарх Русской православной церкви Кирилл, находясь в Баку, дал высокую оценку работе, проделанной в Азербайджане в этой области, побывал в православных церквях. Папа Римский Франциск, находясь в Баку, в своем официальном выступлении говорил о толерантности, религиозной терпимости, мультикультурализме в Азербайджане”.

Азербайджанское государство вносит свой вклад в реставрации и реконструкции религиозных и культурных памятников, имеющих особое значение для общечеловеческой культуры, как в пределах страны, так и за пределами границы. Фонд Гейдара Алиева, возглавляемый Первым Вице-Президентом Азербайджанской Республики, Послом доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО, Первой леди- Мехрибан Алиевой, играет в этой области особую роль. Фонд Гейдара Алиева, который придает большое значение защите наших национальных, духовных ценностей и восстановлению наших исторических и культурных памятников, уделяет особое внимание восстановлению христианских и еврейских памятников, а также восстановлению и реставрации  ряда мечетей и святынь.

В этом направлении деятельность Фонда Гейдара Алиева не ограничивается пределами страны. Так как при финансовой поддержки Фонда отреставрированы катакомбы Марчелло и Пьетро в Риме, Петра и Себастьяна в Ватикане, выделены средства на реставрации церкви Нотр-Дам во Франции, памятника Князю Владимиру на площади перед церковью Святого Владимира, посвященной 1025-летию принятия христианства в России и 455-летию основания города Астрахань. Кроме того, была оказана помощь в реставрации 7 церквей X-XII веков в поселениях Сантья, Френе-о-Совай, Сан-Илер-ла-Жерар, Танвиль, Курюст, Ревуан и Мал во французском департаменте Орн.

В том числе отремонтированная Фондом Гейдара Алиева Албанская церковь в поселке Нидж была открыта во время 44 дневной войны 2020 года, и именно это является лучшим ответом тем, кто выдвигал против нас необоснованные обвинения. Наряду с албанскими церквями в стране государство регулярно реставрирует или строит Русскую православную церковь и Католическую церковь.

Иными словами, как и все наши религиозные и культурные памятники и святыни на освобожденных землях, и христианские памятники Кавказской Албании будут восстановлены в скором времени. Таким образом, в освобожденных районах уже начались ремонтные работы.

В связи с этим, согласно указу Президента Азербайджана, с целью обеспечения достойной жизни на освобожденных от оккупации территориях, проведения строительно-восстановительных и благоустроительных работ во всех сферах, а также поддержки безопасного проживания, эффективной деятельности и устойчивого роста благосостояния создано публичное юридическое лицо «Фонд возрождения Карабаха».

3) О том, что как Армения, невзирая на христианскую принадлежность, разрушила древние албанские церкви.

Во-первых, для Армении религия всегда была инструментом. На протяжении всей истории человечества они совершали геноциды против мусульман, христиан и иудеев.

Так как Азербайджан находился на перекрестке Европы и Азии, на историческом Шелковом пути, христианство продолжало распространяться в стране во времена учеников Иисуса Христа. Название апостольского этапа связано с такими апостолами, как Фаддей, Варфоломей, ученик Фаддея Елисей. Таким образом, распространение христианства связано с именами вышеуказанных апостолов на территории Азербайджана – в государстве Албания того времени.

Этот факт не только показывает, что Албанская церковь древняя, но и доказывает, что она была основана не другими церквями, а непосредственно учениками Иисуса Христа. Моисей Каланкатуклу пишет, что Елисей был послан в Кавказскую Албанию Патриархом Иерусалимским. Тот факт, что Албанская Апостольская Церковь берет свое начало непосредственно в Иерусалимской Церкви, являлся основным фактором, отличавшим ее от Армяно-Григорианской Церкви и вызывавшим раздражения армян на протяжении всей истории. Поэтому в разных периодах истории были свидетелями того, как Албанская Церковь становилась зависимой от Армяно-Григорианской Церкви, и, таким образом, Албанская Церковь становилась жертвой армянской мести. В 1836 году российский император Николай I, по настоянию армянской григорианской церкви, упразднил Албанскую церковь, после чего все ее храмы были «армянизированы». А также на его месте под юрисдикцией Григорианского католикосата были образованы две епархии. Был создан Гянджинский викарий, входивший в состав Тбилисской Консистории Армянской Церкви. Это было совершенно незаконно. Потому что с точки зрения религии Армянская и Албанская церкви – совершенно разные.

Во времена царской России, хотя албанские церкви Нагорного Карабаха находились под покровительством армяно-григорианской церкви, албанцы никогда не проводили богослужения в этих церквях. Даже в советское время эти исторические памятники сохранились как наследие азербайджанского народа, и религиозные обряды там никогда не совершались. Если  христианские религиозные памятники Нагорного Карабаха, были связаны с Армянской Церковью, то возникает вопрос, почему Армяне не интересовались этими церквями в период Царской России и Советского Союза? По одной простой причине, что они не принимали албанских церквей своими культовыми сооружениями. Они всегда боролись с церквями Кавказской Албании.

Только после оккупации азербайджанских территорий армяне начали григорианизировать албанские церкви – внесли изменения в их интерьере и экстерьере, заменили албанские кресты армянскими крестами, хачкарами (храм “Агоглан”, храм “Худаванг”, храм “Татев”, храм “Гянджасар” и т.д.). Все это было сделано после оккупации Карабаха с целью постоянного проживания на этих землях. Таким образом, руководство григорианской церкви только после оккупации ради своих гнусных намерений и чтобы остаться на этих землях, как  вложило большие средства на военные укрепления, так и создало «идеологические укрепления».

Решительной политикой нашего президента и мужеством азербайджанской армии как мы уничтожили их военные укрепления, так и уничтожим их «идеологические укрепления». Азербайджанский народ победоносный, толерантный ко всем религиям и в этом отношении образцовая страна.

Следует отметить, что храмы на освобожденных территориях в основном являются церкви, принадлежащие Кавказской Албании. Арменизацию и разрушения этих памятников легко можно увидеть по видеоизображениям и картинкам, размещенных в интернете. Даже покидая наши освобожденные территории, армяне без колебаний сжигали мечети, грабили религиозные и культурные памятники (иконы в албанских церквях и т. д.) и увозили их в Армению в глазах мировой общественности.

4) Предпринимаются ли какие-либо усилия, направленные на то, чтобы заставить Армению выплатить компенсацию за разрушение культурного наследия, причиненное ими в оккупированных районах?

Азербайджанская сторона уже дала старт системному процессу приглашения международных организаций в освобожденные районы, а также процессу обращения с призывами определения и документации реального ущерба и суммы компенсации. Армения должна компенсировать ущерб, причиненный Азербайджану материальными или альтернативными предложениями. Незаконные действия Армении, направленная против материального и нематериального культурного наследия Азербайджана, в частности взятие под прицел, незаконное присвоение и изменение особенностей исторических памятников является грубейшим нарушением ряда Конвенций ЮНЕСКО, а также Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 1954 года и протоколов к ней, Международной конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия от 1972 года, Всемирной конвенции об авторском праве от 1952 года, Конвенции об охране нематериального культурного наследия от 2003 года и других международных правовых документов.

В соответствии с Гаагским законодательством были приняты все возможные меры для защиты культурных памятников и медицинских учреждений. Эти требования отражены также в протоколах Конвенции об охране исторических и религиозных памятников в период военных действий. Следует особо отметить серьезные нарушения со стороны армян в этом направлении. В связи с преступлениями, совершенными Арменией против Азербайджана, были приняты меры по возмещению ущерба, реституции, компенсации и сатисфакции. Эта ответственность принимает различные формы, как материальные, так и нематериальные.

Как уже отмечалось, преступления, совершенные армянами, считаются международными преступлениями и обладают универсальной юрисдикцией. Это означает, что другие государства, опираясь на свое внутреннее законодательство, могут преследовать в судебном порядке тех, кто совершил международные преступления в Азербайджане.

С 27 сентября 2020 года была создана Государственная комиссия для оценки и ликвидации ущерба, причиненного Арменией гражданскому населению, государственной собственности, включая объекты инфраструктуры, а также хозяйствующим субъектам.

5) Что можно сделать для повышения осведомленности международного сообщества об уничтожении Арменией культурного наследия Азербайджана?  Почему ЕС и международные правозащитные организации молчат об этих преступлениях?

Информация о фактах разрушения Арменией религиозного и культурного наследия Азербайджана неоднократно доводилась до мировой общественности Президентом Азербайджанской Республики с самых высоких трибун. Необходимые меры принимаются и другими соответствующими ведомствами в рамках их полномочий.

В связи с агрессией Армении в частности Государственный комитет по делам религиозных объединений обратился к международным организациям различного уровня. В разное время организовывались фотовыставки в связи с плачевным состоянием наших исторических и религиозных памятников на оккупированных территориях до прошлого года, издавались книги на английском, немецком, русском и арабском языках. А также были проведены многочисленные мероприятия, и выражена надежда на то, что международное сообщество не останется равнодушным к этому вопросу, имеющему жизненно важную значение для Азербайджана, и проявит справедливую позицию в предотвращении фальсификации истории на оккупированных азербайджанских территориях. К сожалению, ряд международных организаций в настоящее время равнодушны к факту разрушения Арменией мусульманских памятников.

В январе этого года делегация во главе с генеральным директором ICESCO Салимом бин Мухаммедом аль-Малики во время визита в Азербайджан стала свидетелем вандализма и военных преступлений, совершаемых армянами в Агдаме на протяжении 27 лет. Также 17 января делегация Международной организации турецкой культуры (ТЮРКСОЙ), Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ), Международного фонда турецкой культуры и наследия посетила освобожденный район Физули. Члены делегации призвали мировое сообщество осудить зверства армян, свидетелями которых они стали.

«Сегодня некоторые круги на Западе озабочены христианскими памятниками на освобожденных территориях. Но мы просим их, прежде всего, посмотреть на себя в зеркало», как сказал господин Президент в одном из своих выступлений:

“Сегодня, когда война окончилась, некоторые западные лидеры из западных кругов поднимают вопрос о том, что станет с христианскими храмами на освобожденных землях, перешедших под контроль Азербайджана? Выражают обеспокоенность и в беседе со мной, и в официальных заявлениях. Пусть никто не беспокоится, в особенности лидеры западных государств, разжигающие исламофобские чувства, закрывающие глаза на осквернение исламских святынь и даже оправдывающие тех, кто их оскверняет. Они не имеют права говорить об этом, это во-первых. Во-вторых, все храмы, находящиеся на нашей территории, – наше историческое достояние”.

Считаем, что все соответствующие международные организации должны осуществить миссию в связи с разрушением армянами исторических, религиозных и культурных памятников, и отразить все это в своих докладах. Несомненно, Азербайджанская сторона готово предоставить этим группам миссий максимальные возможности для посещения освобожденных территорий и принятия всех необходимых мер безопасности.

Президент Ильхам Алиев посещает все освобожденные территории и лично обращает внимания мировой общественности на тяжелое положение разрушенных памятников:

«Мы охраняем, и будем охранять храмы всех религий. Пусть никто не сомневается в этом. У нас охраняются памятники всех религий – церкви, синагоги, в том числе армянская церковь в центре Баку охраняется, отремонтирована государством. А что сделали они? Находясь в Зангилане и выступая перед разрушенной мечетью, от которой остались лишь стены, я, обращаясь к азербайджанскому народу, рассказал о том, что они сделали. Обращаясь к международным организациям, я сказал: приезжайте и посмотрите, подготовьте отчет здесь, а не в кабинетах. Не верьте ложным данным руководства Армении и его защитников, приезжайте и посмотрите своими глазами, во что они превратили наши мечети. Просто для того, чтобы создать видимость, они вместе с одной из иностранных компаний якобы отремонтировали мечеть Юхары Говхарага. Этот ремонт нам не нужен. Этот ремонт – символ лицемерия. Это было сделано просто чтобы создать видимость того, что руководство Армении якобы ремонтирует мечети. К сожалению, компания одной из стран была заодно с ними в этих грязных делах. Конечно, ремонт мечети Юхары Говхарага неприемлем, потому что они без нашего разрешения, незаконно заявились на наши земли, месяцами сидели там, находясь в сговоре с режимом криминальной хунты Армении, якобы отремонтировали эту мечеть. Нам такой ремонт не нужен, пусть никого не обманывают, и пусть никто не поддается на эту ложь. Мы снова отремонтируем все наши мечети, восстановим их, и весь мир должен увидеть, в какое состояние ненавистный враг привел наши священные храмы».

 

Azerbaijani Official: “Armenia’s Destruction of Karabakh Region Reminiscent of ISIS”

 

Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *