Необоснованные земельные претензии армян против Азербайджана и оккупация Нагорного Карабаха и прилегающих районов

Введение
Если мы посмотрим на историю, то увидим, что до 1918 года ни в мире, ни на Кавказе, ни на Ближнем Востоке не было армянских государств.Великие державы умело использовали «армянскую карту» против Османской империи. Все исторические факты свидетельствуют о том, что Нагорный Карабах был территорией Азербайджана. Заселение армянами Южного Кавказа, в том числе на территории Нагорного Карабаха, началось в начале XIX века в соответствии с разработанным Россией стратегическим планом. Хотя план переселения армян на Южный Кавказ был подготовлен во времена правления Петра I, в то время не было возможности его полностью осуществить. Благоприятные условия для реализации этого плана появились в начале XIX века.
В результате первой и второй русско-иранских войн 1804-1813 и 1826-1828 годов земли Азербайджана были разделены между двумя империями: “Именно после подписания Туркманчайского договора, подписанного в результате второй русско-иранской войны, название Карабах стало использоваться в качестве политического термина. Российская империя, исходя из политики “разделяй и властвуй”, начала размещать в этом регионе немусульманские народы, особенно армян, чтобы прервать связи между Северным Азербайджаном и другими мусульманскими и турецкими государствами региона. Это поселение осуществлялось в соответствии со статьёй 15 Туркманчайского договора, подписанного 10 февраля 1828 года.
В этой статье, повлёкшей за собой все последующие трагедии, постигшие народ Азербайджана, говорится: «Шах даёт полное прощение всему населению и должностным лицам так называемого азербайджанского региона. Независимо от их ранга, ни один из них (имеется в виду армян – С.Т.) не должен подвергаться преследованиям за свои действия или поведение во время войны или когда российская армия временно оккупировала регион (имеется в виду Азербайджан – С.Т.). Кроме того, он позволил должностным лицам и жителям свободно перемещаться из иранской провинции в Россию со своими семьями без каких-либо препятствий со стороны правительства или местных властей, без каких-либо таможенных или налоговых сборов с их (имеется в виду армян – С.Т.) собственности или имущества. Даётся один год на хранение и продажу движимого имущества. В случае недвижимого имущества устанавливается пятилетний срок его продажи и распоряжения.
Начало статьи 15 Туркманчайского договора написано на языке скрытой дипломатии: «Не только в этом отрывке, но и во всем тексте договора армяне не упоминаются. Но речь идёт о них. Согласно соглашению, в «провинции под названием Азербайджан» запрещалось преследование только граждан, поддерживающих российскую армию за их поведение и религиозные убеждения, им было предоставлено право «свободно перемещаться из иранской провинции в Россию». Разумеется, не было и речи о религиозных преследованиях шиитского населения в южных регионах. Видимо, отдельным соглашением, основанным на этой части соглашения, предусматривалось переселение армян, в основном из Южного Азербайджана.
Предоставление земли армянам по воле Петра I.
Согласно государственному указу Петра I (10 октября 1724 г.) давалось согласие на переселение армян на оккупированные Россией территории и выделение мест для их проживания. Эта политическая линия Петра I в последующий век была продолжена его наследниками.
Победа России в русско-персидской войне 1804-1813-х годов и разделивший Азербайджан «Туркманчайский договор» дали новый мощный толчок переселению и объединению армян. Этот план начал осуществляться после захвата российскими войсками Иревана. Армянский католикос Нерсес Аштаракетси подготовил проект о переселении, а А. С. Грибоедов сыграл большую роль в подготовке и осуществлении этого проекта.
XV пункт «Туркманчайского договора», подписанного 10 февраля 1828-го года, подразумевал переселение армян: «Его высочество Шах… дарует совершенное и полное прощение всем жителям и чиновникам области, именуемой Азербайджаном… Сверх того, будет предоставлен тем чиновникам и жителям годичный срок, считая от сего числа, для свободного перехода со своими семействами из персидских областей в российские, для вывоза и продажи движимого имущества, без всякого со стороны правительства и местных начальств препятствия и не подвергая продаваемые или вывозимые сими лицами имущества и вещи какой-либо пошлине или налогу. Относительно же имения недвижимого определяется пятилетний срок для продажи оного или учинения произвольных об оном распоряжений».
Для организации переселения армян в Иреване и Нахичеване были учреждены комитеты по переселению. Переселенцы получили широкие льготы: они на 6 лет освобождались от налогов и обязанностей, получали средства в счёт компенсации из Ирана.
После осуществления некоторых подготовительных мероприятий началось переселение. Количество переселённых из Ирана армян достигало до 40-50 тысяч.
В ходе русско-турецкой войны 1828-1829-х годов и после её завершения из Турции сюда было переселено ещё 90,000 армян. Переселение армян из Ирана, Турции и других областей продолжалось в течение всего последующего периода. Главным направлением переселения было Закавказье. В 1911-м году Н. И. Шавров писал: «Из 1,300,000 армян, населявших Кавказ в 1908-м году, более 1,000,000 не являются коренными и были переселены сюда нами».
В результате, в 1828 году Иреванское ханство, историческая земля Азербайджана стала «Армянской провинцией», в 1849 году Кавказское наместничество Российской империи стало Эриванской губернией, в 1918 году Араратской Республикой, Армянской ССР в 1920 году и Республикой Армения в 1991 году. Таким образом, исторические земли Азербайджана были насильственно аннексированы и «арменизированы» Арменией, вопреки воле её местных жителей – азербайджанцев, ранее захваченных царём, а затем и советской империей.
В 1897 году в изданиях статистических данных, опубликованных в Российской империи, в частности в информационных книгах “Кавказский календарь”, издаваемых в течение более чем полувека, по результатам первой Всероссийской переписи населения в Российской империи показывают, что азербайджанцы на территории нынешней Республики Армения составляют основную часть населения и после миграционной политики России.
Так, в 1886 г. из 326 селений Зангезурского уезда Елизаветпольской губернии 149 были азербайджанскими (45,7 проц.), 91 – курдскими (27,9 проц.) и лишь 81 – армянскими (24,8 проц.).
В 1889 г. азербайджанское население Зангезурского уезда превышало армянское почти на полторы тыс. чел. В Эриванской губернии в 1891 г. из 661.6 тыс. чел. азербайджанцы составляли почти 270.4 тыс. чел. (41 проц.). Численность их быстро росла и в 1893 г. достигла уже 276 тыс., а в 1897 г. почти 313 тыс. чел. По той же переписи население Зангезурского уезда насчитывало более 142 тыс. чел., из коих 71,2 тыс. (50.1 проц.) составляли азербайджанцы и 63.6 тыс. (44.8 проц.) – армяне.
Этнический состав населения в то время был особенно примечателен в 1896 г. из 14.7 тыс. горожан проживало 7.2 тыс. азербайджанцев (49 проц.) и 7.1 тыс. армян (48проц.). Во всем Эриванском уезде численность азербайджанского населения ещё более превосходила численность армянского: из 99 тыс. чел. – 52.8 тыс. азербайджанцев (53.5 проц.) и 36.4 тыс. армян (48.4 проц.).
По данным на 1 января 1916 г., под влиянием перехода Кавказского фронта в Первую мировую войну соотношение между азербайджанским и армянским населением этих регионов несколько изменилось, но азербайджанцы по-прежнему составляли большинство в Эриванском уезде (74.2 тыс. чел., или 48 %) и Зангезурском уезде Елизаветпольской губернии (119.5 тыс. чел., или 53.3 %). Возросла численность азербайджанцев в Сурмалинском (до 45.9 тыс.чел.) и Новобаязетском (до 50.7 тыс.чел.) уездах.
Партия Дашнакцутюн, основанная в конце XIX века, распространяла идею «армянства», нацеленную в первую очередь на уничтожение тюркских и мусульманских народов, чтобы создать мифическое государство с необоснованными претензиями, такими как «Великая Армения от моря до моря» или «Великая Армения от Чёрного моря до Каспийского моря». В воплощении этой идеи армяне совершили массовые резни, террористические акты по всему миру.
Во времена Азербайджанской Демократической Республики
Рассматривая вопрос о Иреване в период партии Народного фронта – после создания Азербайджанской Демократической Республики армянские сепаратисты Нагорного Карабаха объявили Нагорный Карабах «независимым» 22 июля 1918 года. Армения не стала комментировать это. Решение сепаратистов осталось на бумаге. Правительству Азербайджана было известно о событиях в Нагорном Карабахе, но правительство было в первую очередь обеспокоено освобождением Баку.
Как было заявлено на заседании парламента Азербайджана 20 декабря 1918 года, правительство Армении “официально” заявило, что “у нас нет никакого дела в Карабахе, мы не хотим Карабаха и не имеем никакого отношения к Андранику”.
До 15 августа 1919 года Нагорный Карабах был частью Азербайджанской Демократической Республики. «Временное соглашение», подписанное между армянским конгрессом Нагорного Карабаха и правительством Азербайджана 15 августа, юридически подтвердило, что Нагорный Карабах фактически является частью Азербайджанской Демократической Республики.
В период СССР в вопросе поднятия Нагорно-Карабахского вопроса от СССР руководство осуществляла непосредственно Армения.
Во время образования Нагорно-Карабахской Автономной Республики в 1923 году была совершена историческая несправедливость, горный и равнинный районы Карабаха были искусственно разделены, были созданы благоприятные условия для консолидации армянского населения, и демографическому положению азербайджанцев был нанесён серьёзный ущерб. Кроме того, согласно проведённым в 1926, 1959, 1970 и 1979-х годах переписям населения, азербайджанское и армянское население НКАО имело следующее соотношение – 10,1 и 89,1%, 13,8 и 84,4%, 18,1 и 80,5%, 23,0 и 75,9% соответственно
Позиция Н. Нариманова
В резолюции, принятой Организационно-политическим бюро ЦК АК(б)РК от 30 ноября 1920 г., говорится: «Нагорной части Карабаха предоставлено право на самоопределение.»
Это принципиальное решение нашло отражение в декларации, объявленной Н. Наримановым 1 декабря. Впервые декларация была опубликована 2 декабря 1920 года, утром её провозглашения, в коммунистической газете в Баку (на русском языке) и 3 декабря в газете «Бакинский рабочий». Эта декларация была опубликована и в Иреване. Причём, соблюдая все требования к таким изданиям, то есть без сокращений, без трёх точек, ссылаясь на обращение декларации, хранящейся в Центральном государственном архиве Армении, газета “Коммунист” впервые увидела свет в Баку в номере 178 от 2 декабря 1920 года.
В ноябре 1920 года большевики разгромили дашнакские группировки и аннексировали верхнюю часть Зангезура в созданной Советским Союзом Армении. В 1929 году ещё 3 села Зангилан были переданы Армении. Нахичевань был отделен от Азербайджана организацией Мегринского района в Зангезуре. Армения до сих пор не отказалась от своих претензий к Нагорному Карабаху.
19 июня 1921 года заявлением председателя СНК Армянской ССР А.С. Мясникова “Нагорный Карабах” был объявлен неотъемлемой частью Армении. Назначенный чрезвычайным представителем Армянской ССР в Нагорном Карабахе Мравян Н. из-за протестов Нариманова он был отозван 27 июня.
Решение Кавказского бюро РК (б)П о предоставлении 5 июля 1921 года Нагорному Карабаху широкую областную автономию с административным центром гор. Шуша, находящейся в составе Азербайджана было утверждено 27 июня 1923 года пленумом Южно-Кавказского крайкома РК (б)П. Решением ЦИК Азербайджана от 7 июля 1923 года в составе Азербайджанской ССР был создан Нагорно-Карабахский автономный округ (НКАО).
После решения от 5 июля 1921 года проблема “Нагорного Карабаха” была ликвидирована. Был шум вокруг вопроса. Такое положение продолжалось до конца 1945 года.
Позиция М. Багирова
В 20-30-е годы XX века проблема Нагорного Карабаха не рассматривалась и не обсуждалась как спорная территория между Арменией и Азербайджанской Советской республикой. Однако впервые с момента создания Нагорно-Карабахской автономной области (1923 г.), в 1945 г., вопрос о Нагорном Карабахе был поставлен перед ЦК КП (б)П в Армении. После краткой информации об истории Нагорного Карабаха и организации автономного округа М. К. Багиров написал: «Нагорно-Карабахская автономная область с территориальной точки зрения не примыкает к Армянской ССР и никогда не примыкала».
За годы советской власти в Азербайджане в Нагорном Карабахе была проделана большая работа по экономическому, политическому и культурному развитию региона. Одним из наиболее ярких примеров этого является превращение Ханкенди, нынешнего центра Нагорного Карабаха, из отдалённой и разрушенной деревни в один из самых красивых, процветающих и культурных городов в Азербайджане.
Анти-азербайджанская политика Москвы привела к Нагорно-Карабахскому кризису. Как уже упоминалось выше, в советское время часть азербайджанских земель была передана Армении. В 1985 году на XXIII съезде партии Дашнакцутюн в Афинах снова была выдвинута идея создания «Великой Армении». Сепаратистские организации «Крунк» и «Миацум» начали действовать в Нагорном Карабахе. Опираясь на центральное правительство и зарубежную армянскую диаспору, силой оружия армянские шовинисты изгнали азербайджанцев из своих земель, живущих в Армении и Нагорном Карабахе.
В 1987 году в интервью газете «Humanite» в Париже армянский академик А. Аганбекян заявил, что Нагорный Карабах будет присоединён к Армении. Это дало зелёный свет борьбе армянских дашнаков за оккупацию Нагорного Карабаха.
18 июня 1988 года Президиум Верховного Совета СССР обсудил проблему Нагорного Карабаха. На встрече также присутствовала большая группа депутатов Верховного Совета СССР из Азербайджана и Армении. Здесь выступили Г. М. Восканян, Г. А. Погосян, В. А. Амбарсумян, С. Г. Арутюнян, С. А. Амбарсумян, В. А. Петросян из Армении, С. Б. Татлиев, А. Х. Вазиров и М. А. Ибрагимов из Азербайджана.
В разделе «Национальная политика» второй главы своей книги «Жизнь и реформы» в Кремле М. Горбачёв пишет под заголовком «Взрыв Карабаха» пишет, что «В то время занимавшиеся национальными вопросами, в первую очередь И. В. Сталин не умел решать Карабахскую проблему, этот вопрос не прорабатывал на должном уровне. Идеальный вариант не нашёл. За десятилетия в автономной провинции накопился ряд трудностей и проблем”.
В январе 1989 года решением Президиума Верховного Совета СССР «О применении особой формы правления в Нагорно-Карабахской Республике Азербайджан» фактически регион был практически исключён из состава Азербайджана. Здесь был создан специальный руководящий комитет под руководством проармянца А. Вольского.
В июле 1989 года из города Ханкенди было выселено 14 000 азербайджанцев. 28 ноября 1989 года по просьбе азербайджанцев Верховный Совет СССР упразднил Комитет специального управления. Однако в результате неэффективных мер Центра Армения активно вмешивалась в экономическое и политическое управление Нагорным Карабахом.
В мае 1990 года администрация Нагорно-Карабахской автономной области была возвращена Азербайджану. События были продиктованы Москвой. Ряд зарубежных авторов признают, что корни этого конфликта являются искусственными, и предпочитают разрешать его вместо него, то есть между конфликтующими сторонами.
11 сентября 1991 года в Иреван был создан “Национальный совет армян Нахичевана”. Совет призвал Россию аннулировать Карский договор 1921 года. В связи с событиями, направленными против национальной безопасности Азербайджанской Республики, Милли Меджлис 9 февраля 1999 года обратился к ООН, Межпарламентскому союзу ОБСЕ, Совету Европы с просьбой о своевременном предотвращении армянской агрессии, освобождении оккупированных территорий, осудил требование “создания государства из моря”.
8 августа 1991 года с помощью российских войск была эвакуирована последняя из азербайджанских деревень в Армении, Нуведи (район Мехри). Таким образом, 230 тысяч азербайджанцев были изгнаны из 185 азербайджанских сел Армении. 255 человек погибли, 1200 человек получили ранения, 31000 домов, 165 колхозов и совхозов были разграблены.
Безразличие Москвы и мирового сообщества к действиям армянских вооружённых сил дало им надежду и толчок для расширения движения за присоединение Нагорного Карабаха к Армении.
Следует отметить, что в книге «Карабах в ходе истории» автора, историка из Тебриза Самад Сардариния в разделе «Где Карабах?» рассматриваются исторические границы Карабаха и важное место этой земли, которая является неотъемлемой частью территории Азербайджана, в политической, экономической и культурной жизни страны на протяжении всей истории. В отличие от ряда иранских авторов, Сардариния пишет, что Карабах является обширной географической областью, и его горная часть всегда считалась неотъемлемой частью Карабаха.
З. Балаян, «идеолог» армянского терроризма, пишет в своей книге «Между двумя пожарами»: «Не может быть пассивного мира. Мир может быть достигнут только с помощью оружия». По словам Балаяна, «священная война» происходит в странах, где живут христиане и мусульмане. Две религии не могут вписаться в одну страну.
В своих книгах «Очаг» и «Между адом и небом» З. Балаян клеветает на азербайджанскую культуру и противопоставляет её христианской цивилизации. По словам З. Балаяна, судьба христианской цивилизации решается в Карабахе. Поэтому христианские страны должны попытаться передать Карабах христианской Армении. З. Балаян противопоставляет армянско-григорянскую цивилизацию, Азербайджан-турецкую цивилизацию.
Американский журналист Томас де Ваал в своей книге «Чёрный сад»: Армения и Азербайджан на пути к миру и войне», пишет, что пришёл к двум противоречивым выводам. Во-первых, конфликт был неизбежен. Он просто ждал его присутствия. С созданием Нагорно-Карабахской Республики был создан нестабильный политический орган. Это было видно в ослаблении централизованного советского правительства. Второй вывод заключается в том, что обе стороны ошибочно видят решение конфликта в руководстве Кремля в Москве. Но источник конфликта нужно искать на местах, в своём доме.
В октябре 1992 года Конгресс США принял «Акт поддержки свободы», который регулирует государственную помощь бывшим советским республикам. Поправка 907 к закону запрещает правительству США оказывать прямую помощь официальным структурам Азербайджана. Поправка 907 — это поправка к «Акту о поддержке» свободы, принятому Конгрессом США в 1992 году по инициативе армянского лобби, запрещающему прямую американскую государственную помощь Азербайджану.
Поправка была впервые предложена сенатором Джоном Маккейном в 1992 году, чтобы положить конец «оккупации» Азербайджана Нагорным Карабахом и его блокадой Армении, но позднее была отклонена по неизвестным причинам. Позже он был выдвинут в Конгресс конгрессменом Уэйном Оуэнсом (штат Юта) при поддержке сенатора Джона Керри и армянских лоббистских организаций. Сенатор Ричард Лугар (штат Индиана) выступил против поправки.
Однако эта поправка была принята Конгрессом в результате сильного давления со стороны армянских лоббистских организаций. Вице-президент США Джозеф Байден сыграл активную роль в принятии поправки и неоднократно выступал против её отмены. После событий 11 сентября 2001 года Конгресс США уполномочил президента приостановить действие поправки, чтобы обеспечить поддержку Азербайджана в борьбе с международным терроризмом.
Текст поправки – статья 907. О запрете оказания помощи Азербайджану.
(A) Запрет – Если президент не определит, что правительство Азербайджана предприняло шаги для снятия блокады и другого применения силы против Армении и Нагорного Карабаха и не доложит об этом Конгрессу, правительству Азербайджана не может быть оказана помощь, предусмотренная тем или иным законодательством США.
(Б) Примечание – если президент принимает решение о том, что запрет не соответствует национальным интересам США и представляет его Конгрессу, запрет, указанный в пункте (а), не должен применяться.
Ходжалинский геноцид
В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года армянские вооружённые силы при участии 366-го мотострелкового полка России оккупировали город Ходжалы — это геноцид, совершенный против этнических азербайджанцев. После захвата Ходжалы армянскими отрядами оставшееся там гражданское население было депортировано. Это было сделано в организованной форме. Так называемые “власти НКР” также узаконили незаконное присвоение такого имущества, выдав ордера на арест домов, принадлежащих жителям Ходжалы, которые покинули город или были депортированы. Солдаты 366-го мотострелкового полка Содружества Независимых Государств приняли участие в нападении на Ходжалы.
В результате Ходжалинского геноцида 613 жителей Ходжалы, в том числе 63 ребёнка, 106 женщин, 70 пожилых людей, были убиты, 8 семей были полностью разрушены, 25 детей потеряли обоих родителей и 130 детей потеряли одного родителя. 487 человек, в том числе 76 детей, были ранены вражескими пулями. 1275 человек были взяты в плен. Судьба 150 пленников, в том числе 68 женщин и 26 детей, до сих пор неизвестна.
В настоящее время признание Ходжалинского геноцида определено как одно из основных направлений внешней политики Азербайджанской Республики. Помимо Азербайджана, Пакистан и Судан признают Ходжалы как полномасштабную бойню. Мексика, Колумбия, Чешская Республика, Босния и Герцеговина, Джибути, Перу, Гондурас, Панама, Иордания, Румыния и Шотландия признают трагедию как парламентскую резню. На сегодняшний день 22 штата США приняли документ, в котором Ходжалы признаны кровавой расправой. Это событие известно в Азербайджане как «Ходжалинский геноцид» и «Ходжалинская трагедия», а в других странах – как «Ходжалинская резня».
Результат
Во время карабахской войны, при оккупации районов Азербайджана – Ханкенди (1991 г.), Ходжавенд (1991 г.), Гадрут (названный Агогланом до 1991 г., 1923 г., упразднённый 26 ноября 1991 г. и отдавший свою территорию в составе Ходжавендского района), Аскеран (1991 г.), Ходжалы (26 февраля) 1992), Кельбаджар (2 апреля 1993 г.), Шуша (8 мая 1992 г.), Лачин (18 мая 1992 г.), Агдам (23 июля 1993 г.), Джабраил (23 августа 1993 г.), Губадли (31 августа 1993 г.), Зангилан (29 октября 1993 г.) было убито 25 000 азербайджанцев, и более 1,5 миллиона человек были вынуждены покинуть свои исторические земли. Более 20% территории Азербайджанской Республики оккупировано армянами.
Выход Армяно-Азербайджанского Нагорно-Карабахского конфликта из Совета Безопасности ООН, сначала в СБСЕ, а затем в Минскую группу СБСЕ, также оказал негативное влияние на решение проблемы. Сопредседатели США, Франции и России были избраны без мнения и согласия Азербайджана. По моему мнению, более 1 миллиона человек, чья территориальная целостность была нарушена, были изгнаны с исторических земель и подверглись геноциду, и Азербайджан, как государство, должен обязательно учитывать позицию по увеличению числа сопредседателей и выбору состава своего состава.
Армяне пользовались особой поддержкой армянской церкви, партии Дашнакцутюн, региональных и международных сил в ряде областей. Это, конечно, продолжается и сегодня.
На сегодняшний день Нагорный Карабах и прилегающие районы находятся под армянской оккупацией, несмотря на резолюции, решения, заявления и декларации, принятые международными и региональными организациями. В результате армянской агрессии на наших территориях, оккупированных армянским государством, были разрушены материальные и духовные памятники, мечети, кладбища, музеи, изменены наши топонимы, политика незаконных поселений и т. п.
Если мы посмотрим на сегодняшнюю военную, политическую, экономическую, религиозную и идеологическую поддержку Армении в материальной, политической и международной сферах, мы увидим, из каких стран, международных и региональных организаций, учреждений и центров она может быть выделена. Это становится особенно очевидным при рассмотрении роли сил, которые так или иначе поддерживают формирование армянской диаспоры в зарубежных странах.
Без Карабаха нет Азербайджана, ни один дюйм азербайджанской земли не должен быть предметом обсуждения. С этой точки зрения, каждый азербайджанский ребёнок, как в нашей стране, так и за рубежом, как его высшая цель, для исторической территориальной целостности Азербайджана, политической, экономической, научной, культурной и духовной, прессы, диаспоры и так далее. должны бороться в областях.
Др., Доцент Субхан Алекбер оглу Талыблы,
Институт востоковедения НАНА
Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *